Папки-передвижки

Использование элементов литотерапии в логопедической практике

Валерия Фокина
Использование элементов литотерапии в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Публикация «Использование элементов литотерапии в логопедической практике» размещена в разделах

Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

На занятиях учитель – логопед не только развивает речь, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития. Современный учитель – логопед должен овладевать новыми компетенциями, нетрадиционными методиками работы и применять их на практике.

Цель: стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения при коррекции речевых нарушений, используя положительное терапевтическое воздействие природных минеральных веществ (камней, песка, глины и пр.) на организм человека.

Задачи:

1. Создать на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-психического развития детей.

2. Коррекция речевых нарушений.

3. Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

4. Развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

5. Развивать произвольное внимание; зрительную, слуховую, тактильную чувствительность, цветовосприятие.

6. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику рук

7. Развивать фантазию и творческое воображение.

Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с камнями.

Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам, и невозможно провести грань между минералами и всем остальным окружающим нас миром.

Вот например СЕРДОЛИК – благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, укрепляет память, а так же способствует красноречию, дарит ораторскую силу.

«КОШАЧИЙ ГЛАЗ» - эмоционально уравновешивает, повышает волю, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию. Рассмотрим некоторые примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях :

перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру,

выкладывание узоров из камней по образцу и самостоятельно;

в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);

Коврики из камней. Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни. Такой своеобразный лозунг выдвинул в конце прошлого века известный гигиенист Себастьян Кнейпп. Сенека и Сократ считали ходьбу босиком еще и отличным средством обострения умственных способностей. Физиологи доказали, что подошва – одна из наиболее мощных рефлексогенных зон. На одном кв. сантиметре подошвы в 1,5 раза больше механо- и терморецепторов, чем на 1 кв. см. других участков кожи. А кроме того происходит спонтанное пробуждение положительных эмоций. Теплые гладкие камни и горячий песок действуют успокаивающе. А шершавые или прохладные действуют, как сильные раздражители. Мы можем использовать это во время индивидуальных занятий (ребенок ставит ноги на теплые камни, либо опускает в емкость с мелкими камушками). В первом случае будет эффект расслабления, в другом стимулирует активность. В работе подгруппами лучше использовать хождение по дорожкам.

Стоун – массаж, т. е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце, в горячей воде). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т. к. тепло камней улучшит кровообращение.

• Массаж лица, рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)

• пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» элементами стоун – массажа)

Очень любим мы гулять,

Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)

«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу вверх)

Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)

Три – театр и музей

Проходите поскорей! (массировать средний палец)

На четыре – в зоопарк

Вместе мы идем гулять! (массировать безымянный палец)

Пять – вернемся в детский сад! (массировать мизинец)

Каждый будет встречи рад!

Затем меняем руки (берем камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику.

Логопедические игры с использованием камней.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков

Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветов

Ход игры: логопед предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:

-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.

- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.

Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.

Игра «Веселые камешки»

Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики. Развивать связную речь, фантазию, воображение.

Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.

Ход игры: логопед предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано, определять место звука в слове и выкладывать на определенную полоску.

У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.

Игра «Разноцветные сигналы»

Цель: развитие речевого слуха, совершенствование навыка звукового анализа слов, развитие тонкой моторики рук.

«Определи место звука в слове»

Цель: развитие фонематического слуха, закрепление навыков звукового анализа слов, развитие памяти, мышления, мелкой моторики рук. Воспитание произвольного внимания.

«Знакомые буквы», «Выложи слово»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. Создание эмоционального фона.

«То - что нужно!»

Цель: автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков в словах, развитие фонематического слуха и мелкой моторики. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Применяя на практике различные природные минеральные вещества, я отметила, что у детей стабилизируются психические процессы, снижается тревожность, эмоциональное и телесное напряжение, развивается произвольное внимание, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот. Возник интерес к творческо-речевой деятельности, значительно повысилась самооценка. Более успешно проходит коррекция речевых нарушений с использованием элементов литотерапии.

Полезно камни наблюдать,

Над ними можно размышлять

Ценней же прочего - желанье

Законы жизни их понять.

Прочесть сокрытые в них тайны,

Что им присуще, что – случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.

В. Слетов.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практикеЗдоровьесберегающие технологии в логопедической практике Введение О здоровьесберегающих технологиях хочется сказать более подробно, так как эта тема мною любима и изучена довольно хорошо. С 2012.

Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами - С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими.

Использование логопедических приёмов на уроках по речевой практике в 1 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью Специальная коррекционная общеобразовательная школа №4 обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием.

Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагогаИспользование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Использование технологии «лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Наталья Владимировна Пучкова, Ольга Валерьевна Тихонова,.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Мастер-класс «Опыт использования проектного метода в логопедической практике» Слайд 1. Мастер-класс: «Опыт использования проектного метода в логопедической практике». Слайд 2. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне.

Представление педагогического опыта «Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС» Видео Индивидуальное логопедическое занятие на постановку звука [Ш] Представление педагогического опыта. Тема: «Инновационные технологии в современной.

Применение вязаного шара-головоломки в логопедической практике «Волшебный мячик — пазл»Применение вязаного шара-головоломки в логопедической практике «Волшебный мячик — пазл» Вязаный шар-головоломка Матерчатый мячик из 12 сегментов — это традиционная детская игрушка известная под названием «Amish Puzzle Ball».

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов литотерапии в логопедической практике
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 18:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов литотерапии в логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Фокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД