Валерия Фокина
Использование элементов литотерапии в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
Публикация «Использование элементов литотерапии в логопедической практике» размещена в разделах
- Литотерапия, камнетерапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
На занятиях учитель – логопед не только развивает речь, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития. Современный учитель – логопед должен овладевать новыми компетенциями, нетрадиционными методиками работы и применять их на практике.
Цель: стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения при коррекции речевых нарушений, используя положительное терапевтическое воздействие природных минеральных веществ (камней, песка, глины и пр.) на организм человека.
Задачи:
1. Создать на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-психического развития детей.
2. Коррекция речевых нарушений.
3. Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
4. Развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
5. Развивать произвольное внимание; зрительную, слуховую, тактильную чувствительность, цветовосприятие.
6. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику рук
7. Развивать фантазию и творческое воображение.
Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с камнями.
Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам, и невозможно провести грань между минералами и всем остальным окружающим нас миром.
Вот например СЕРДОЛИК – благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, укрепляет память, а так же способствует красноречию, дарит ораторскую силу.
«КОШАЧИЙ ГЛАЗ» - эмоционально уравновешивает, повышает волю, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию. Рассмотрим некоторые примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях :
перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру,
выкладывание узоров из камней по образцу и самостоятельно;
в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
Коврики из камней. Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни. Такой своеобразный лозунг выдвинул в конце прошлого века известный гигиенист Себастьян Кнейпп. Сенека и Сократ считали ходьбу босиком еще и отличным средством обострения умственных способностей. Физиологи доказали, что подошва – одна из наиболее мощных рефлексогенных зон. На одном кв. сантиметре подошвы в 1,5 раза больше механо- и терморецепторов, чем на 1 кв. см. других участков кожи. А кроме того происходит спонтанное пробуждение положительных эмоций. Теплые гладкие камни и горячий песок действуют успокаивающе. А шершавые или прохладные действуют, как сильные раздражители. Мы можем использовать это во время индивидуальных занятий (ребенок ставит ноги на теплые камни, либо опускает в емкость с мелкими камушками). В первом случае будет эффект расслабления, в другом стимулирует активность. В работе подгруппами лучше использовать хождение по дорожкам.
Стоун – массаж, т. е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце, в горячей воде). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т. к. тепло камней улучшит кровообращение.
• Массаж лица, рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
• пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» (с элементами стоун – массажа)
Очень любим мы гулять,
Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)
«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу вверх)
Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)
Три – театр и музей
Проходите поскорей! (массировать средний палец)
На четыре – в зоопарк
Вместе мы идем гулять! (массировать безымянный палец)
Пять – вернемся в детский сад! (массировать мизинец)
Каждый будет встречи рад!
Затем меняем руки (берем камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику.
Логопедические игры с использованием камней.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков
Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветов
Ход игры: логопед предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:
-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.
- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.
Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.
Игра «Веселые камешки»
Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики. Развивать связную речь, фантазию, воображение.
Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.
Ход игры: логопед предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано, определять место звука в слове и выкладывать на определенную полоску.
У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.
Игра «Разноцветные сигналы»
Цель: развитие речевого слуха, совершенствование навыка звукового анализа слов, развитие тонкой моторики рук.
«Определи место звука в слове»
Цель: развитие фонематического слуха, закрепление навыков звукового анализа слов, развитие памяти, мышления, мелкой моторики рук. Воспитание произвольного внимания.
«Знакомые буквы», «Выложи слово»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. Создание эмоционального фона.
«То - что нужно!»
Цель: автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков в словах, развитие фонематического слуха и мелкой моторики. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Применяя на практике различные природные минеральные вещества, я отметила, что у детей стабилизируются психические процессы, снижается тревожность, эмоциональное и телесное напряжение, развивается произвольное внимание, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот. Возник интерес к творческо-речевой деятельности, значительно повысилась самооценка. Более успешно проходит коррекция речевых нарушений с использованием элементов литотерапии.
Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять
Ценней же прочего - желанье
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что – случайно.
И поделиться, рассказать,
О том, что удалось узнать.
В. Слетов.