Лукьянцева Людмила
Использование клавес (ритмических палочек) в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма у детей
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №383 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Опыт работы
«Использование клавес (ритмических палочек) в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»[/b]
Лукьянцева Людмила Ивановна
Публикация «Использование клавес (ритмических палочек) в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма у детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Клавесы. Игры и занятия
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Эмиль Жак-Далькроз)
Актуальность. Формирование чувства ритма начинается с первых дней жизни ребенка. Мир встречает человека не очень приветливо. Резкая смена температуры, слепящий свет. И, наконец, ребенок ощущает мамино тепло, родной голос, знакомый стук маминого сердца. Его спасительный ритм примиряет малыша с новым миром, ведь в этом ритме он провел предыдущие девять месяцев жизни. В ритме маминого движения малыш вспоминает свое внутриутробное состояние, когда они с мамой были единым целым. Ритмом пронизана вся наша жизнь: ритмично стучит человеческое сердце, шумит морской прибой, день сменяется ночью, а зима – летом. Ритм упорядочивает время и пространство, помогает человеку предугадывать грядущие события.
Актуальность проблемы данной темы в том, что современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.
Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей
часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Каждый ребенок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Главная задача в развитии чувства ритма: научить их ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком - это основа музыкальности.
Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Эмиль Жак-Далькроз. Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений.
Идея использовать в развитии чувства ритма те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира.
Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно их делают из бука, сосны и берёзы.
Использование клавес– это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение. Данный метод позволяет формировать чувство ритма, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Цель работы: формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста путем использования клавес в речевых и музыкальных играх.
Задачи:
1. Развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах.
2. Совершенствовать умения передавать ритмический рисунок слова.
3. Развивать артикуляцию и мелкую моторику.
4. Развивать речедвигательную координацию.
5. Развивать навыки элементарного импровизационного движения.
6. Помочь детям через музыкально-речевые игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно.
Направления работы:
научно-методическое - взаимодействие с педагогами;
образовательно-воспитательное - взаимодействие с детьми;
информационно-просветительское - взаимодействие с родителями.
Нормативная база. Закон ДНР «Об образовании», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Типовое положение о дошкольных образовательных организациях, Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность».
Пути реализации опыта. Одной из задач музыкального развития ребенка в дошкольной организации является развитие музыкальных способностей, а именно развитие чувства ритма. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
По мнению действительного члена Академии творческой педагогики К. В. Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:
• темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
• метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
• ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Основу занятий по развитию ритма у детей составляет синтез слова, музыки и движения. Это позволяет преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.
В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память. Последовательно, начиная с первых младших групп, на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку. Вовлечь ребенка в активную работу позволяет игра. Развивая чувство ритма, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Согласно системе Карла Орфа, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: в пении, слушании, танцах, музыкально - ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
В своей работе использую авторскую программу Т. Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками» и учебно-методические пособия «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей», «Видеть музыку и танцевать стихи», «Учусь творить. Элементарное музицирование».
В работе с детьми применяю следующие методы и приёмы развития чувства ритма:
1. Речевые игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
2. Ритмические игры «Эхо – ответ».
В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.
3. Игры на координацию речи с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основная цель использования игр на координацию речи с движением у детей - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
4. Игры с палочками (клавесами).
Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
Упражнения с палочками очень нравятся детям Они привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Способы игры на клавесах:
стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
трём одну клавесу о другую;
ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);
вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»);
кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд – назад («брёвнышки»);
удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали;
одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»);
держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу;
кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»);
стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном,или по пластмассовой крышке.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);
лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку);
рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);
педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крутим в направлении «от себя»);
скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);
антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»);
качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки);
костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);
молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);
дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
Две маленькие палочки, а сколько возможностей!
Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Предлагаю им повторить под музыку следующие движения, разные для обеих рук:
одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу.
одна клавеса прыгает по телу снизу вверх наоборот;
одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.
Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Активно использую речевые упражнения. Использование этих упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Например, игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.
«НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! (ритмичные удары палочками по полу)
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! (ритмичные удары в 2 раза быстрее)
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали! (удары палочкой крест на крест им по полу)
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! (каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.)
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течении всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма.
Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Привлекая воспитателя к работе с детьми по данной системе, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого проводятся индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся работать с клавесами. Также проводятся консультации, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, приобщает их к музыке независимо от способностей, раскрепощает индивидуальные творческие силы, развивает природную музыкальность.
Результативность. Для проверки эффективности работы по использованию клавес в речевых и музыкальных играх, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста, проведен мониторинг уровня овладения необходимыми умениями и навыками воспитанниками старшей группы по методике О. П. Радыновой.
Динамика эффективности работы с воспитанниками старшей группы по использованию клавес на музыкальных занятиях
(сентябрь 2021 - январь 2022)
Сентябрь 2021 года
Январь 2022 года
Анализ диаграмм за 2021-2022 учебный год
Речедвигательная координация. Данные свидетельствует о позитивной динамике: низкий уровень уменьшился на 10% (с 35% на 25%); средний уровень уменьшился на 10% (с 45% на 35%); высокий уровень возрос на 25%.
Внимание. Данные свидетельствует о позитивной динамике: низкий уровень уменьшилась на 8% (с 35% на 27%); средний уровень уменьшился на 18% (с 45% на 27%); высокий уровень возрос на 25%.
Память. Данные свидетельствует о позитивной динамике: низкий уровень уменьшилась на 16% (с 40% на 26%); средний уровень уменьшился на 8% (с 35% на 27%); высокий уровень возрос на 22%.
Чувство ритма. Данные свидетельствует о позитивной динамике: низкий уровень уменьшилась на 11% (с 35% на 24%); средний уровень уменьшился на 3% (с 30% на 27%); высокий уровень возрос на 8%.
Артикуляция. Данные свидетельствует о позитивной динамике: низкий уровень уменьшилась на 5% (с 25% на 20%); средний уровень уменьшился на 11% (с 40% на 29%); высокий уровень возрос на 16%.
Таким образом, в ходе мониторинга выявилась положительная динамика развития детей в процессе использования клавес в музыкально-художественной деятельности.
Перспектива. Уделяя внимание развитию чувству ритма, стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально-речевые игры являются трамплином для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью. Считаем необходимым транслировать опыт работы среди педагогов и родителей, а также в логопедической практике.
Список литературы
1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство", 1914.
2. Каплунова, И. М., Новоскольцева, И. А. Этот удивительный ритм. / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е. А. Медведевой // М. : Издательский центр «Академия» 2002.
4. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду. / Н. В. Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.
5. Ратнер, Ф. Л., Юсупова Ю. А. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф. Л. Ратнер, Ю. А. Юсупова // М. : Владос, 2006.
6. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками: Учебное пособие / Т. Э Тютюнникова. – СПб. : ЛОИРО, 2003.
7. Тютюнникова Т. Э. Доноткино: Учебное пособие в 2 томах / Т. Э Тютюнникова. – М. : Педагогическое общество, 2005 – 160. 3. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи / Т. Э Тютюнникова. – издательство: Эдиториал УРСС, 2004 – 264 с.
8. Тютюнникова Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение: Учебное пособие / Т. Э Тютюнникова. – М. : 2004.
Приложение 1
Игры с палочками-клавесами
«Зашагали ножки»
(Сидя на корточках, в каждой руке по палочке)
Зашагали ножки по прямой дорожке, (ударять поочерёдно палочками по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Побежали ножки по прямой дорожке, (быстро ударять поочерёдно палочками по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Поскакали ножки по прямой дорожке, (ударять двумя палочками справа -слева по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Заплясали ножки на прямой дорожке, (ударять по очереди разными концами палочек о пол)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Отдыхают ножки на прямой дорожке, (положить палочки на пол, ручки под щёчки)
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.
«Зайка»
Зайка прыгал по лесочку (стучать поочерёдно быстро палочками по полу)
Прыг – скок, прыг – скок. (Двумя палочками стучать справа-слева)
Зайка спрятался за кочку. (Чередовать удары палочкой о палочку перед собой – за спиной)
Я его найти не смог. (Руки с палочками за спиной, поднять плечи «удивиться»)
Я по лесу похожу, (стучать поочерёдно палочками по полу «шаги»)
Я зайчишку отыщу! (приложить палочки к голове – «ушки»)
«Дождь»
Дождь по улице идёт (ударять по очереди палочками по полу)
Кап-кап, кап-кап. (Стучать палочкой о палочку)
Громко песенку поёт: (ударять по очереди палочками по полу)
Кап-кап, кап-кап. (Стучать палочкой о палочку)
Дождик, дождик, подожди, (стучать палочкой справа)
Ты в окошко не стучи! (стучать палочкой слева)
Ты нас, дождик, не пугай! (Ударять по очереди палочками по полу)
Пошалил и перестань! (Стучать палочкой о палочку)
В конце поднять палочки вверх
«Солдаты»
Аты-баты, аты – баты, (стучать палочкой о палочку на каждый слог)
По дороге шли солдаты! (ударять по очереди палочками по полу)
Вместе весело шагали, (стучать палочкой о палочку на каждый слог)
Дружно ножки поднимали! (ударять по очереди палочками по полу)
«Козлик»
Вышел козлик погулять, (стучать по очереди палочками по полу)
Свои рожки поразмять. (Приложить палочки к голове)
Он копытцами стучит, (стучать палочкой о палочку)
По козлячьи говорит:
Бе-бе-бе, бе-бе-бе, (стучать на каждый слог палочкой о палочку)
Очень весело мне! (стучать двумя палочками по полу)
«Весёлые палочки»
1. Палочки весёлые в руки мы возьмём (стучать палочкой о палочку)
Палочкой о палочку ударять начнём
Вот так, вот так ударять начнём - 2р.
2. Палочки весёлые мы подняли вверх (поднять палочки вверх, стучать палочкой о палочку на каждый слог)
Зазвучит пусть в музыке наш весёлый смех.
Ха-ха, ха-ха наш весёлый смех.
3. Палочки весёлые опустились вдруг
Музыка закончилась. тишина вокруг (спрятать палочки за спинку)
Тишина, тишина, тишина вокруг.
4. Палочки весёлые вновь стучат у нас (стучать по очереди палочками по полу)
Палочки весёлые веселят и вас
Вот так, вот так веселят и вас.
В конце сделать из палочек «улыбку»
«Шла коза на каблуках»
l. Шла коза на каблуках. (Шаги палочками по 4 на каждую строчку)
Ах! Ах!
В модных красных сапогах.
Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, (ускоряется ритм шагов в два раза)
Чок, чок, чок.
Поломала каблучок.
Ох! (удар палочками и остановка.)
2. Вот коза на одной ножке («nрыжки» одной палочкой)
Прыг-скок, прыг-скок,
Поскакала по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, (скользящее движение одной палочки о другую)
Чок,чок, чок, чок.
Вновь сломала каблучок.
Ох! (удар палочками и остановка.)
З. Вот коза сняла сапожки, (переменные удары палочек по коленям)
Так-так, так-так.
Побежала по дорожке.
Так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. (Удары обеих палочек и вверх)
Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко!
Их-вох! (удар палочками и остановка)
«Пирожок»
Мама приходила, (шагаем палочками по полу)
Капусту порубила (как будто играем на барабане)
Тесто месили (катаем по полу)
Пирожок лепили (стучим палочками)
Дети прибегали (шагаем палочками по полу)
Пирожок съедали (крутим палочками перед собой)
Раз-два, раз-два, (стучим палочками)
Вот и нет пирожка (разводим руки с палочками в стороны)
«Дождик»
Дождик, дождик, (стучим палочками)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
На животик (кладем палочки на животик)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
На макушку (кладем палочки на голову)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
И на ушки (кладем палочки на ушки)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
Дождик, дождик,
Поливай (стучим палочками)
Наш малышка вырастай! (тянем вверх ручки с палочками)
«Утята»
Шли утята на лужок
Топ-топ, Топ-топ, (шагаем палочками по полу)
На крутой, на бережок
Шлеп-шлеп, Шлеп-шлеп, (кладем палочки плоско на пол и стучим)
Под горку свалились (ноги поднимаем горкой и прячем туда палочки)
В речку укатились (как будто плывем по речке, волнистые движения)
«Дорожка»
(ножки перед собой)
Как под горочкой дорожка (катаем палочки по ножкам)
Кто бежит на тонких ножках? (бежим палочками по полу)
Это мышка - топ-топ-топ! (шагаем по полу тихо прикасаясь)
А слоненок - топ-топ-топ (шагаем по полу сильно и тяжело ударяя)
А зайчонок - прыг-прыг-прыг (скачем двумя палочками)
Жеребенок - брык-брык-брык! (стучим палочками)
«Пчелка»
Пчелка полосатая, девочка крылатая, (крутим палочками перед собой)
Сядет на ножку, (садимся палочками на ножки)
Сядет на дорожку, (садимся палочками на пол)
На коленки, (садимся палочками на колени)
На ушки (садимся палочками на ушки)
Сядет подружка.
Покружится (кружим палочками перед собой)
Посидит (садимся на любую часть тела)
«Флажок»
Я флажок в руках держу (стучим клавесами по очереди правой и левой
рукой)
И ребятам всем машу. Ура! (подняли руки вверх, помахали.)
«Гвозди и молоток»
Гвозди и молоток (зажимаем клавесы в кулачки, показываем правую руку и левую руку)
Построили мосток, (стучим клавесами друг о друга крест-накрест)
Мы по мостику пойдём (стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой)
И друзей себе найдём. (стучим клавесами друг о друга торцами.)
«Скачите палочки»
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики, (зажимаем клавесы в кулачки, стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой)
Правой ножкой топ-топ, (стучим по коленям правой рукой)
Левой ножкой топ-топ, (стучим по коленям левой рукой)
На головку сели, (ставим клавесы на голову, «как ушки»)
Песенку запели. (стучим клавесами друг о друга крест-накрест)
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах (зажимаем клавесы в кулачках, имитируем руками лыжные палки)
Снег холодный лыжи лижет. (катаем клавесы между ладонями)
А потом - на коньках, (клавесы "катятся" по коленям параллельно)
Но упали мы.
Ах! (руки свободно "падают")
А потом снежки лепили (трем клавесы друг о друга вверх-вниз)
А потом снежки катили, («катят» клавесы по коленям ладонями)
А потом без сил упали, (руки свободно «падают» вниз.)
И домой мы побежали. (по очереди стучим вертикально клавесами по
коленям.)
«Фу-ты ну-ты»
Фу-ты, ну-ты, (стучим клавесами друг о друга крест-накрест).
Трали-вали, (стучим по коленям клавесами одновременно правой и левой рукой)
Едет мышь на самосвале, (стучим по коленям клавесами одновременно правой и левой рукой)
Рядом с нею Васька-кот! (стучим клавесами друг о друга торцами)
Удивляется народ. (пожимаем плечами)