МААМ-картинки

Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Наталья Яроцкая
Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в логопедической практике увеличевается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является использование нейрогимнастики или кинезиологическая коррекция.

Публикация «Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Применение нейрогимнастики позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях способствует улучшению почерка, повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

С помощью специально подобранных упражнений организм координируют работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Упражнения для мозга собраны в четыре группы.

Первая группа объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Они оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Механизм, объединяющий движение и мысль, заложенный в основу этих движений, способствует повышению эффективности связей между правым и левым полушариями мозга, качества восприятия материала.

Вторая группа движений – это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе. Если рассматривать это с точки зрения работы мозга, это означает возможность свободного перехода информации из задних отделов мозга (зон выживания) в передние (причинно-обусловливающие) через лимбическую систему, пропускающую знание в высшие отделы мозга.

Третья группа – это группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

Четвертая группа представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.

В логопедической работе можно использовать упражнения из любой группы. Их можно включать как в начало занятия, для лучшего включения детей в работу, так и в середине занятия в виде физкульт минуток. Подбирать упражнения надо с учетом целей занятия, а также индивидуальных особенностей детей, которые будут заниматься.

Примеры упражнений.

Положение — сидя.

1. «Кулак-ребро-ладонь». Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы; ладонь на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак и т. д. Сначала это сделать каждой ладонью отдельно, потом двумя руками одновременно. Усложняем: начинает правая рука, через одно движение подключаем левую руку, т. е. получаем асинхронные движения.

2. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончики носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

3. На правой руке соедините в кольцо большой палец и указательный палец, затем большой палец — средний палец, большой палец — безымянный палец, большой палец — мизинец. На правой руке соедините большой палец — мизинец, затем большой палец — безымянный палец, большой палец — средний палец, большой палец — указательный палец. Пальцы соединяем синхронно, с небольшим нажимом. Постепенно ускоряем ритм и меняем положение рук в пространстве.

4. Одновременно и синхронно двумя руками пишем в воздухе алфавит, цифры, восьмерки. Амплитуда в диапазоне «голова — бедра».

5. Пишем в воздухе одновременно двумя руками разные буквы и цифры. Например, левая рука пишет «0», а правая — «1»; левая — «1», правая — «2» и т. д. Выполнить от «0» до «9».

6. Пишем в воздухе двумя руками и одновременно разные цифры или буквы и при этом быстро ими обмениваемся. Например, правая рука пишет «1», а левая пишет «3», сразу же за этим правая рука пишет «3», а левая «1». Повторить несколько раз.

7. Левая рука ладонью на животе. Указательный палец правой руки горизонтально лежит на верхней губе, а средний палец руки находится горизонтально на нижней губе. Рот приоткрыт. Растираем верхнюю губу возвратно-поступательными движениями. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.

8. Указательный палец правой руки на верхней губе, средний палец руки — на нижней губе. Энергично растираем губы, при этом сжимаем-разжимаем пальцы левой руки в кулак и поджимаем-растопыриваем пальцы ног. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.

9. Руки вытянуты в стороны на уровне груди, кулаки сжаты. Вращать кулаки одновременно в одну сторону, другую, в разные.

10. Соединить перед грудью кончики пальцев обеих рук. Не разъединяя контактов пальцев, сводим и разводим ладони, нажимая в местах контактов пальцев. Одновременно поджимаем и разжимаем пальцы ног.

11. Вытянуть руки и ноги перед собой. Делаем синхронные скрещивающие движения руками и ногами.

Положение — стоя.

1. Стоя делаем круговые движения или рисуем в воздухе восьмерки левой рукой, а правой рукой пишем в воздухе алфавит, цифры. Поменять руки. Повторить несколько раз.

2. Предварительно разучиваем 4 движения для правой руки: в сторону, вверх, в сторону, вниз. Повторить несколько раз. Затем разучиваем 5 движений для левой руки: вперед, в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить несколько раз. Теперь делаем эти движения одновременно, каждые для своей руки. Делать в течение 2–3 минут.

3. Различные перекрестные движения. Например, правым локтем коснуться поднятого левого колена, затем левым локтем коснуться правого колена. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки.

4. Ходьба на месте, глаза закрыты. Одновременно руками рисуем восьмерки или делаем руками круги перед грудью (руки вытянуты вперед, раскрытые ладони направлены вперед, пальцы вверх). Меняем направления круговых движений руками. Делать 1–2 минуты.

При возможности выполняются дополнительные упражнения, которые не требуют специально выделенного времени для занятий:

1. «Зеркальное рисование». Возьмите в каждую руку по карандашу или фломастеру. На листе начинаем одновременно двумя руками писать буквы, цифры, делать одинаковые рисунки. Это упражнение можно усложнить : левой рукой пишем «0», а правой рукой «1», затем левой рукой «1», а правой — «2» и т. д.

2. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке. Соедините их кончики в одной точке на листе. Начните писать с одной точки одно слово одновременно, левой рукой — слева–направо, а правой — справа–налево. Пусть первоначально это будут короткие слова.

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать физкультминутки в стихах. Дети любят, когда стихи сопровождаются движениями, и с удовольствием изображают то, о чем в них говорится. Такие игры способствуют развитию речи ребенка, его общей моторики и прекрасно повышают настроение.

Голуби летели.

Голуби летели,

На головку сели.

Местами поменялись –

В небо поднялись.

Голуби летели,

На бока мне сели.

Местами поменялись –

В небо поднялись.

Машем руками, как крыльями.

Кладем руки на плечи.

Меняем руки местами, перекрещиваем их.

Поднимаем руки вверх.

Машем руками, как крыльями.

Кладем руки на пояс.

Меняем руки местами, пререкрещивая их.

Поднимаем руки вверх.

Голуби летели,

На колени сели.

Местами поменялись –

В небо поднялись. Машем руками, как крыльями.

Кладем руки на колени.

Меняем руки местами, пререкрещивая их.

Поднимаем руки вверх.

Начинаем рисовать.

Мы восьмерки рисовали,

А они у нас упали.

В руки кисточки возьмем,

Снова рисовать начнем.

Нарисуем мы волну,

Очень длинную струну.

Нарисуем мы зигзаг,

Нарисуем так и так.

Треугольник и квадрат,

Несколько кругов подряд.

А теперь добавим точки,

Крестики, нули, крючочки.

В воду кисти окунем

И немного отдохнем.

Кот и муха.

Муха летела — на нос села.

Вторая летела – на ухо села.

Кот прибежал – мух напугал.

Сцепляем руки в замок и рисуем ими в воздухе восьмерки.

Берем в руки воображаемые кисточки и начинаем водить ими перед собой вверх-вниз.

Рисуем двумя руками одновременно в направлении от центра: волнистую, прямую, ломаную линии.

Рисуем двумя руками одновременно геометрические фигуры.

Расслабляем кисти рук и болтаем ими в воздухе.

Показываем правой рукой, как летела и села на нос муха.

Держим правую руку на носу, а левой рукой показываем, как муха летела и села на правое ухо.

Отпускаем нос и ухо. Размахиваем руками в воздухе.

Беремся левой рукой за нос,

Мухи разжужжались –

Местами поменялись.

У дорожки дуб растет.

Сидит кошка у окошка.

Смотрит – вдаль бежит дорожка

У дорожки дуб растет.

Там в дупле сова живет.

Меж ветвей она летает,

По порядку их считает.

Но запуталась сова.

Где она, а где листва?А правой за левое ухо.

Устанавливаем ладони на уровне ушей.

Сцепляем руки в замок и показываем змейку.

Поднимаем руки через стороны вверх.

Соединяем большой и указательный пальцы и приставляем “очки” к глазам.

Машем руками, как крыльями.

Делаем вид, что считаем ветки.

Опускаем руки и складываем их крест – накрест.

Затем пререкрещиваем ноги.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Литература:

Марина Султанова “Голуби летели” Стихи с движениями. ООО Хатбер-пресс, 2014г.

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Москва, Генезис-2007.

Пол И Деннисон, Гейл Деннисон Гимнастика мозга.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 7 октября 2020 в 08:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Яроцкая (УИ 529993) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД