Елена Полуказакова
Использование кейс-метода в работе воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технология – от латинского casus – запутанный, необычный случай; от англ. case – портфель, чемоданчик. Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах,
в т. ч. в России.
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод. С его помощью воспитатели смогут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
Публикация «Использование кейс-метода в работе воспитателей» размещена в разделах
Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения. Расскажите воспитателям на семинаре-практикуме, в чем заключается эта технология и как ее использовать в работе с детьми.
Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
Этот метод используется в работе со студентами и детьми школьного возраста. Однако если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то воспитатели смогут применять его в работе с дошкольниками.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ :
кейс-прогнозирование;
кейс-инцидент;
проблемно-ролевой кейс;
эвристический кейс;
неоднозначная ситуация;
кейс-дискуссия, кейс-диспут;
деловой штурм;
кейс с добавлением внешней проблемы
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.
Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Существуют различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи.
Ситуация, которую предлагает воспитатель, должна не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.
Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств :
• социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
• словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
• фантазийные ситуации и нелепицы;
• фото- и видеоролики;
• объекты и явления окружающей действительности.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА :
1. Соответствует поставленной цели.
2. Является актуальным и интересен детям.
3. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5 Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
1-й шаг – определить цель кейса : компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
2-й шаг – описать кейс : сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
3-й шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации : это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
4-й шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которые воспитатель предлагает детям.
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.
Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.