Анна
Использование карточек Пекс (PECS) для развития связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕКС (РЕСS) – это способ коммуникации, который позволяет детям с ТНР освоить навык составления связного развернутого высказывания.
Задачи системы карточек:
1. формирование мотивации к общению;
2. развитие коммуникативных навыков;
3. стимулирование речевой активности.
4. построение развернутого связного высказывания
5. общение с помощью предложений
Темочки:
- Карточки Пекс (PECS)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Карточки можно изготовить самостоятельно. Понадобятся: ножницы; линейка; дырокол; клей; липучки – контактные ленты; офисная бумага, на которой нужно распечатывать картинки; папка с кольцами. Картинки нужно периодически обновлять.
Для начала лучше приобретать систематизированные карточки по той или иной тематике. Такие как: дикие или домашние животные; зимняя одежда – варежки, шарф, шапка, рукавицы, штаны, куртка; кухонные предметы – вилки, ложки, тарелки, чашки; еда – фрукты, овощи; игрушки – машинка, пирамидка, кукла; напитки – чай, кофе, вода, газировка, компот; ягоды – малина, клубника, ежевика, вишня; погода – снег, гроза, солнце, дождь, град; птицы – снегирь, орел, попугай, ворона; действия – поход в магазин, плавание в бассейне, умывание.
Для составления предложений по карточкам ПЕКС потребуется:
альбом с карточками и любые сюжетные картинки. При использовании карточек вместе с сюжетной картинкой, у ребенка закрепляется модель грамматически правильного построения предложений.
Сначала проводится работа по составлению предложения из трех слов. Перед ребенком выкладывается поле для составления предложений с лентой липучкой, карточки с людьми, действиями и предметами. Предлагается составить простое предложение по предметной картинке вместе, затем убираем все карточки и вновь просим составить предложение по этой картинке. Ребенок выкладывает на шаблоне для предложений, в правильной последовательности, модель «кто? + что делает? + с чем?», а логопед уточняет, соответствует ли его последовательность данным действиям на картинке. Таким образом, ребенок запомнит базовую последовательность действий.
Постепенно необходимо добавлять новые карточки со свойствами предметов. Например, ввести понятия размера (большой, маленький, формы (круглый, квадратный и т. д., температуры (горячий, холодный, скорости (быстрый, медленный, текстуры (колючий, гладкий, шершавый, пушистый, бугристый, количества (1, 3, много). Затем предлагается любая сюжетная картинка, с помощью наводящих вопросов ребенок дополняет составленное предложение на поле карточками с понятиями. После этого пробует составить аналогичный рассказ с другой карточкой.
Для фантазирования потребуются только карточки ПЕКС
. Предложите ребенку составить любой небольшой рассказ, задавая наводящие вопросы к героям («Что произошло?», «А какой он был?»). Затем составьте на поле любую последовательность карточек, попросив помочь составить рассказ. При этом у дошкольника развивается способность рассуждать, последовательно выстраивать свою речь.
Преимущества такого способа развития связной речи:
1. проявление инициативы в общении
2. установление логической последовательности между частями текста
3. концентрирование внимания на существенных признаках предметов
4. самостоятельное составление рассказа
5. эффективное развитие воображения (самостоятельное составление собственного рассказа по карточкам)
Таким образом, карточки ПЕКС позволяют обогатить словарный запас дошкольника, развить память, мышление, воображение, что в целом способствует формированию у него правильной, красивой речи.
Учитель – логопед Фролова А. А.