Екатерина Захарова
Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько важно для вас и вашего ребёнка общение? Насколько важна возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Когда процесс коммуникации затруднен, люди прибегают к различным способам и приемам передачи информации: используют жестикуляцию, письменную речь, символические изображения (картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммы, иными словами, используют средства альтернативной коммуникации. Под альтернативной коммуникацией понимаются все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Публикация «Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей. И если учесть, что проблема внедрения и использования эффективных альтернативных адаптированных методик в систему коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникации и межличностного общения детей с ОВЗ является актуальной в системе инклюзивного образования, то меня заинтересовала методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS).
Данная коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост.
Сегодня, я хочу поделиться с вами своим небольшим педагогическим опытом, заключающимся в применении данной системы конкретно в работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра.
Под аутизмом понимается тяжелое нарушение психического развития, которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Среди характерных признаков аутизма большое место занимают нарушения речи, и как результат – несформированность коммуникативного поведения.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.
СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ ПРИ ПОМОЩИ КАРТОЧЕК PECS
Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с
помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. На первоначальном этапе необходимо определить потенциальные стимулы ребенка, т. е. то, за что ребенок будет работать. Это можно сделать несколькими способами:
1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу (фиксировать чем ребёнок любит заниматься, что любит есть, пить, во что играть и что не любит).
2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. (определить наиболее значимые для ребёнка стимулы).
После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы: (фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий, предпочтительный размер 5 х 5 см, липучки, альбом для хранения пексов, стенд для прикрепления карточек в определенном порядке для построения предложений или пиктограмм). Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребёнка и расширения словарного запаса начального комплекта фотокарточек будет недостаточно, и в процессе обучения нужно будет готовить дополнительные карточки.
Этапы обучения использования системы карточек РЕСS :
1. Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых — коммуникативный партнёр — сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый — помощник — сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру. Чтобы не подавить инициативу ребёнка, ни один из взрослых не должен обращаться к ребё нку с вопросом: «Что ты хочешь?» или с инструкциями: «Если хочешь конфетку, то дай картинку!» Важно, чтобы оба взрослых молчали. Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ребёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый (помощник) должен внимательно следить за движениями ребёнка, и как только ребёнок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к карточке и помочь ему её взять и протянуть коммуникативному партнёру — и всё это тоже молча. Когда ребёнок кладёт карточку в руку коммуникативного партнёра, только тогда тот произносит наименование данного предмета и даёт его ребёнку. Данным действием коммуникативный партнёр озвучивает просьбу ребёнка, и в дальнейшем тот, если научится имитировать слова, сможет сопровождать ими просьбу. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.
2. Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет. Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника. На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки. Но если на первом этапе от ребёнка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребёнка требуется более сложная реакция. Например: взять карточку, встать из-за стола и, подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или: ребёнок играет в комнате, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет, идёт к столу, берёт карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Или ещё вариант в этой же ситуации: ребёнок подходит к доске, на которой на липучке висит карточка, снимает карточку, и подходит с ней к коммуникативному партнёру. То есть, увеличиваем расстояние между ребенком и коммуникативным партнером. Задачи помощника здесь — физически направлять ребёнка к карточке или к партнёру, если ребёнок теряет сосредоточенность и не может сделать это самостоятельно. После того как ребёнок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет, пришло время научить ребёнка различать те символы, которые он использует для коммуникации.
3. Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске. Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек : карточки желаемого предмета и карточки предмета, который ребёнок не хочет получить. Если ребёнок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если же он выбирает вторую карточку, то он получает соответствующий ей предмет, то есть тот, который не хотел получить. Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок и не подсказывать ребёнку, какую карточку он должен выбрать : «Нет, это неправильно, дай конфету!» На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий: выбрал правильно — получил то, что хотел. Выбрал неправильно — получил то, чего не хотел. Во время обучения важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребёнок был более внимательным и не привык подавать только левую или только правую карточку. После того как ребёнок научился отличать карточку желаемого предмета от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап.
4. Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами. В данной процедуре применяется пошаговое обучение:
• Перед ребёнком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребёнком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.
• Когда ребёнок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.
• Новая реакция, изучаемая на этом этапе, — это выбор предмета, соответствующего картинке. Как только ребёнок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребёнок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребёнок использует карточку правильно.
• Если ребёнок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию (остановить руку ребёнка) и применить процедуру коррекции ошибки (положить карточку обратно в альбом, с участием помощника взять рукой ребёнка карточку с изображением желаемого предмета, вложить её рукой ребёнка в руку коммуникативного партнёра и получить соответствующий предмет с подноса).
Когда ребёнок научился правильно различать две карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности и добавлять дополнительные карточки. То есть научить ребёнка выбирать из трёх, четырёх, пяти предметов и так далее.
5. Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги и поместить одну или две карточки высоко мотивационных стимулов на первую страницу, а потом книгу закрыть. После этого следует показать ребёнку один из предметов. Ребёнок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает, можно помогать ему с помощью физического направления и постепенно убрать физическую подсказку.
6. Шестой этап – непосредственно процесс общения с использованием карточек PECS. Например, составление предложений, отражающих желания ребёнка, использовать при ответе на вопросы взрослого, составление пиктограмм, для формирования навыков кгн и т. д.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу сказать, что данную методику я начала внедрять в образовательную деятельность недавно. На данный момент работы по этой системе с воспитанником нашего ДОУ мы находимся на первом этапе, работаем с карточкой «пить». Занятия проводятся индивидуально. На занятиях обязательно присутствует мама. Продолжительность занятия зависит от возможностей мальчика, в среднем 30 минут. Во время обучения необходимо постоянно контролировать наличие эмоционального и зрительного контакта, жестов, звуков, звукоподражания, понимания ребенком самого процесса альтернативного общения. Характер занятия не должен быть эмоционально окрашенным, эмоцией выражаем только поощрение.
Предполагаю, что при дальнейшей работе по данной методике, с конкретным ребёнком, могу добиться следующих результатов:
1. Снизить уровень тревожности и максимально повысить уровень комфортности при нахождении мальчика в социальной среде.
2. Повысить уровень самостоятельности.
3. Научить понимать пиктограммы, составленные из карточек PECS, при планировании режимных моментов.