Бурцева Алена Семеновна
Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 3-4 лет.
Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях своего народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Публикация «Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет» размещена в разделах
Процесс глобализации приводит к тому, что разные культуры быстро и интенсивно влияют друг на друга. В элементах детской одежды часто встречаются всевозможные негативные символы (череп, свастика и др). Из-за таких влияний мы постепенно утрачиваем свое исконно культурное наследие. Например, современное поколение нашей республики почти не знает символическое значение якутского орнамента. А ведь каждый элемент любого национального узора (орнамента) на одежде и других предметах несет определенную информацию об их владельце. Назначение сущности и искажение зашифрованного в них содержания, по представлениям нашего народа, может иметь непоправимые последствия.
Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность.
Из года в год на разных уровнях поднимается вопрос о формировании национального самосознания, предлагаются пути решения. Безусловно, такие подходы к решению действительно самого насущного вопроса о воспитании с дошкольного возраста в исконно национальных традициях только приветствуется. Возникает другой вопрос: системность и результативность той работы по формированию национальной культуры, «ненавязчивое» воспитание и развитие, обучение «не из-под палки». Все должно происходить естественным путем в реальной жизни, окружающем мире, в привычной обстановке, т. е. должны быть созданы такие условия, где наш маленький человек самостоятельно, и самое главное, заинтересованно будет воспринимать и одновременно усваивать, впитывать свою культуру, дух народа. Таким образом, создается та естественная и непринужденная среда для получения информации, этнической компетенции.
Педагоги в дошкольных учреждениях знают, что такое «сензитивный период». В своем дошкольном возрасте ребенок как губка впитывает все новое и неизведанное. Самое главное – найти правильный умело подобранный ключик, чтобы этот маленький человечек раскрылся.
Также мы все хорошо знаем, что ведущая деятельность в этом возрасте – это ИГРА. Ребенок должен познавать, проживая в своем привычном мире среди своих кукол и сказок.
В дошкольных учреждениях начиная с 80-х годов стали увлекаться оборудованием в помещениях детского сада специальной комнаты-бала5ан для знакомства с национальной культурой, обычаями и традициями. Несомненно, находясь в таких интересно оборудованных комнатах «бала5ан» ребенок воочию ощущает сам дух жилища, быстрее входит в быт и уклад жизни народа. Но на реальной практике не все детские сады могут позволить себе оборудование таких специальных помещений.
Сегодня мы живем в быстро меняющемся мире, актуальной становится та среда, которая достаточно многофункциональная и гибкая (игрушки, пособия -трансформеры).
И, безусловно важную роль в этнокультурном воспитании детей занимает игрушка. Здесь хочется вспомнить мудрые слова Ф,Шиллера «Только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда играет».
Занимательность игровой деятельности делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс, игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.
Опираясь на традиционные педагогические взгляды и принципы в своей воспитательной работе по становлению первоначальной этнокультурной компетенции у детей я обратилась к дидактической игрушке, как ценному дидактическому материалу. Особенность данного пособия – это многфункциональность и доступность в использовании. Состоит из карт-рисунков, данное пособие можно еще назвать пособием-трансформером. Карты-рисунки могут использоваться во всех видах образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместной организованной деятельности. Перед детьми меняется тематика, ход игры, данное пособие способствует формированию познавательной мотивации детей к познанию культуры и традиций народа. Карты - рисунки могут изменяться в зависимости от времени года, от темы, от желания детей. Дети наглядно и в ходе практических действий начинают узнавать названия предметов быта, одежды по сезонам, персонажами из народных произведений олонхо и т. д.
Игры с куклами, воплотившими в себя черты, свойственные разным народам пробуждают интерес детей к особенностям их быта, труда, национальному костюму, играм, и, чрезвычайно полезны в воспитательном отношении. Дидактическая национальная якутская кукла, как обучающее средство расширяет детские представления о нашем народе, ее культуре и самобытности. С этой целью выбор остановился на бумажной кукле, преимуществом является простота и доступность изготовления из подручных материалов. Также это удобный и ценный дидактический материал для изучения национальной культуры народов, ознакомления с историей национальной одежды, развитие мелкой моторики у детей.
Самым важным и отличительным принципом моего пособия является доступность, демонстративность изготовления, то есть дети наглядно знакомятся с техникой и последовательностью. Мои карты-рисунки появляются на глазах у детей, и таким образом знакомят его с последовательностью рисунка, развивают наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе такой совместной и наглядной деятельности малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями.
Мой проект запланирован на один год, является познавательно-творческим, групповым, участники – дети, родители, педагоги.
Цель проекта: использование дидактических карт-рисунков в формировании этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
• Знакомить детей с видами национальной одежды;
• Уточнять и закреплять временную ориентировку у детей;
• Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека;
• Развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетическое восприятие;
• Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
• Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Образовательная область «Коммуникация
• Побуждать детей к составлению рассказа;
• Развивать речь детей (речь описание, монолог, речь- доказательство);
• Развивать психические процессы;
• Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к народной культуре;
• Воспитывать этническое самосознание.
Краткое описа ние.
Игра представляет собой ламинированные карты-рисунки по временам года, картину-жилище с предметами интерьера, бумажную куклу с комплектом национальной одежды по сезонам, персонажами эпоса олонхо.
Приложение к пособию – подбор литературного материала (стихи, загадки, приметы, пословицы, поговорки, произведения олонхо).
Ожидаемые результаты:
• Развитие самостоятельной познавательной активности у детей по национальной культуры;
• Формирование первоначальной этнокультурной компетенции у детей;
• Знакомство детей с народным декоративным творчеством;
• Формирование творческих умений и навыков у детей;
• Тесное взаимодействие с родителями.
Этапы реализации:
1 этап (сентябрь- октябрь)
Накопление знаний о национальной одежде, традициях якутского народа (рассматривание книг, иллюстраций, беседы).
• «Какие бывают бумажные куклы? – техника изготовления, работа по готовым схемам.
• Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.
2 этап (октябрь- декабрь)
«В мире волшебных красок».
Дети получают общие представления о декоративно-прикладном искусстве как способе отражения окружающей действительности, учатся находить общее и различие в природе и народных декоративных узорах (цвет, форма элементов, их расположение). Идет знакомство детей с новыми темами : «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его творческий потенциал. Занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству проходят по ряду тем: «В мире волшебных красок», «Якутский узор», «Якутское платье с якутским узором», «Иллюстрирование олонхо».
• Знакомство с национальным простым орнаментом.
• Раскрашивание орнаментов
• Знакомство с национальной одеждой.
• Дорисуй орнамент на платье
• Иллюстрирование по теме эпоса олонхо.
3 этап (декабрь- январь)
«Развитие внимания, памяти и речи»
На данном этапе используются иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. На занятиях по обучению рассказыванию вносится устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки на темы национальной одежды, что повышают у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Игры: «Магазин национальной одежды», «Из каких материалов изготовлена одежда», «Одеваем куклу по временам года» и т. д.
• Проектная работа с родителями «Кукла в национальной одежде».
• Придумай рассказ про свою куклу.
4 этап (январь-февраль)
«Якутская национальная кукла».
1. Дидактические игры с куклами «Подбери одежду», «Одень по сезону». «Магазин национальной одежды» и др.
2. Театральные игры «Путешествие куклы в мир олонхо» и др.
3. Игры- ситуации по обобщению темы «Времена года» и др.
5 этап (февраль-март)
1. Выставки «Мир бумажных кукол разных народов» и др.
2. Дидактические игры «Путешествие куклы в мир олонхо» и др.
3. Экскурсоводческая работа (дети- экскурсоводы) в музее кукол.
6 этап (апрель-май)
1. Театральное представление по сюжетам олонхо.
2. Оформление альбома «Все о бумажных куклах».
3. Фотовыставка (работа с родителями).
4. Выставка работ детей «Моя бумажная кукла»
5. Создание музея бумажных кукол в группе.