Лучший педагог года

Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет

Бурцева Алена Семеновна
Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 3-4 лет.

Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях своего народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Публикация «Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет» размещена в разделах

Процесс глобализации приводит к тому, что разные культуры быстро и интенсивно влияют друг на друга. В элементах детской одежды часто встречаются всевозможные негативные символы (череп, свастика и др). Из-за таких влияний мы постепенно утрачиваем свое исконно культурное наследие. Например, современное поколение нашей республики почти не знает символическое значение якутского орнамента. А ведь каждый элемент любого национального узора (орнамента) на одежде и других предметах несет определенную информацию об их владельце. Назначение сущности и искажение зашифрованного в них содержания, по представлениям нашего народа, может иметь непоправимые последствия.

Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность.

Из года в год на разных уровнях поднимается вопрос о формировании национального самосознания, предлагаются пути решения. Безусловно, такие подходы к решению действительно самого насущного вопроса о воспитании с дошкольного возраста в исконно национальных традициях только приветствуется. Возникает другой вопрос: системность и результативность той работы по формированию национальной культуры, «ненавязчивое» воспитание и развитие, обучение «не из-под палки». Все должно происходить естественным путем в реальной жизни, окружающем мире, в привычной обстановке, т. е. должны быть созданы такие условия, где наш маленький человек самостоятельно, и самое главное, заинтересованно будет воспринимать и одновременно усваивать, впитывать свою культуру, дух народа. Таким образом, создается та естественная и непринужденная среда для получения информации, этнической компетенции.

Педагоги в дошкольных учреждениях знают, что такое «сензитивный период». В своем дошкольном возрасте ребенок как губка впитывает все новое и неизведанное. Самое главное – найти правильный умело подобранный ключик, чтобы этот маленький человечек раскрылся.

Также мы все хорошо знаем, что ведущая деятельность в этом возрасте – это ИГРА. Ребенок должен познавать, проживая в своем привычном мире среди своих кукол и сказок.

В дошкольных учреждениях начиная с 80-х годов стали увлекаться оборудованием в помещениях детского сада специальной комнаты-бала5ан для знакомства с национальной культурой, обычаями и традициями. Несомненно, находясь в таких интересно оборудованных комнатах «бала5ан» ребенок воочию ощущает сам дух жилища, быстрее входит в быт и уклад жизни народа. Но на реальной практике не все детские сады могут позволить себе оборудование таких специальных помещений.

Сегодня мы живем в быстро меняющемся мире, актуальной становится та среда, которая достаточно многофункциональная и гибкая (игрушки, пособия -трансформеры).

И, безусловно важную роль в этнокультурном воспитании детей занимает игрушка. Здесь хочется вспомнить мудрые слова Ф,Шиллера «Только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда играет».

Занимательность игровой деятельности делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс, игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.

Опираясь на традиционные педагогические взгляды и принципы в своей воспитательной работе по становлению первоначальной этнокультурной компетенции у детей я обратилась к дидактической игрушке, как ценному дидактическому материалу. Особенность данного пособия – это многфункциональность и доступность в использовании. Состоит из карт-рисунков, данное пособие можно еще назвать пособием-трансформером. Карты-рисунки могут использоваться во всех видах образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместной организованной деятельности. Перед детьми меняется тематика, ход игры, данное пособие способствует формированию познавательной мотивации детей к познанию культуры и традиций народа. Карты - рисунки могут изменяться в зависимости от времени года, от темы, от желания детей. Дети наглядно и в ходе практических действий начинают узнавать названия предметов быта, одежды по сезонам, персонажами из народных произведений олонхо и т. д.

Игры с куклами, воплотившими в себя черты, свойственные разным народам пробуждают интерес детей к особенностям их быта, труда, национальному костюму, играм, и, чрезвычайно полезны в воспитательном отношении. Дидактическая национальная якутская кукла, как обучающее средство расширяет детские представления о нашем народе, ее культуре и самобытности. С этой целью выбор остановился на бумажной кукле, преимуществом является простота и доступность изготовления из подручных материалов. Также это удобный и ценный дидактический материал для изучения национальной культуры народов, ознакомления с историей национальной одежды, развитие мелкой моторики у детей.

Самым важным и отличительным принципом моего пособия является доступность, демонстративность изготовления, то есть дети наглядно знакомятся с техникой и последовательностью. Мои карты-рисунки появляются на глазах у детей, и таким образом знакомят его с последовательностью рисунка, развивают наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе такой совместной и наглядной деятельности малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями.

Мой проект запланирован на один год, является познавательно-творческим, групповым, участники – дети, родители, педагоги.

Цель проекта: использование дидактических карт-рисунков в формировании этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

• Знакомить детей с видами национальной одежды;

• Уточнять и закреплять временную ориентировку у детей;

• Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека;

• Развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетическое восприятие;

• Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

• Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Образовательная область «Коммуникация

• Побуждать детей к составлению рассказа;

• Развивать речь детей (речь описание, монолог, речь- доказательство);

• Развивать психические процессы;

• Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к народной культуре;

• Воспитывать этническое самосознание.

Краткое описа ние.

Игра представляет собой ламинированные карты-рисунки по временам года, картину-жилище с предметами интерьера, бумажную куклу с комплектом национальной одежды по сезонам, персонажами эпоса олонхо.

Приложение к пособию – подбор литературного материала (стихи, загадки, приметы, пословицы, поговорки, произведения олонхо).

Ожидаемые результаты:

• Развитие самостоятельной познавательной активности у детей по национальной культуры;

• Формирование первоначальной этнокультурной компетенции у детей;

• Знакомство детей с народным декоративным творчеством;

• Формирование творческих умений и навыков у детей;

• Тесное взаимодействие с родителями.

Этапы реализации:

1 этап (сентябрь- октябрь)

Накопление знаний о национальной одежде, традициях якутского народа (рассматривание книг, иллюстраций, беседы).

• «Какие бывают бумажные куклы? – техника изготовления, работа по готовым схемам.

• Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.

2 этап (октябрь- декабрь)

«В мире волшебных красок».

Дети получают общие представления о декоративно-прикладном искусстве как способе отражения окружающей действительности, учатся находить общее и различие в природе и народных декоративных узорах (цвет, форма элементов, их расположение). Идет знакомство детей с новыми темами : «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его творческий потенциал. Занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству проходят по ряду тем: «В мире волшебных красок», «Якутский узор», «Якутское платье с якутским узором», «Иллюстрирование олонхо».

• Знакомство с национальным простым орнаментом.

• Раскрашивание орнаментов

• Знакомство с национальной одеждой.

• Дорисуй орнамент на платье

• Иллюстрирование по теме эпоса олонхо.

3 этап (декабрь- январь)

«Развитие внимания, памяти и речи»

На данном этапе используются иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. На занятиях по обучению рассказыванию вносится устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки на темы национальной одежды, что повышают у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Игры: «Магазин национальной одежды», «Из каких материалов изготовлена одежда», «Одеваем куклу по временам года» и т. д.

• Проектная работа с родителями «Кукла в национальной одежде».

• Придумай рассказ про свою куклу.

4 этап (январь-февраль)

«Якутская национальная кукла».

1. Дидактические игры с куклами «Подбери одежду», «Одень по сезону». «Магазин национальной одежды» и др.

2. Театральные игры «Путешествие куклы в мир олонхо» и др.

3. Игры- ситуации по обобщению темы «Времена года» и др.

5 этап (февраль-март)

1. Выставки «Мир бумажных кукол разных народов» и др.

2. Дидактические игры «Путешествие куклы в мир олонхо» и др.

3. Экскурсоводческая работа (дети- экскурсоводы) в музее кукол.

6 этап (апрель-май)

1. Театральное представление по сюжетам олонхо.

2. Оформление альбома «Все о бумажных куклах».

3. Фотовыставка (работа с родителями).

4. Выставка работ детей «Моя бумажная кукла»

5. Создание музея бумажных кукол в группе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ментальных карт в образовательной деятельности ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет Формирование начальных математических.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления с числом и цифрой детей 5–6 лет Позволяют повышать продуктивность самостоятельной работы воспитанников В настоящее время в дидактическую систему современного образования.

Мастер-класс «Использование интеллект-карт в работе с детьми младшего возраста» С введением ФГОС в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик,.

Осенняя ярмарка «Есть в осени первоначальной…» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - познакомить детей с народным праздником; - воспитывать уважение к труду; - развивать кругозор детей; - развитие творческих.

Проект «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад №135» ПРОЕКТ.

Родительское собрание в средней группе «Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании детей 4–5 лет» Родительское собрание № 3 Средняя группа «Жемчужинки» 30 сентября 2017 г. Подготовила воспитатель МБДОУ,Берёзовский детский сад№9, Пшеничникова.

Использование средств спортивной акробатики в физическом воспитании детей 4–6 летИспользование средств спортивной акробатики в физическом воспитании детей 4–6 лет Использование средств спортивной акробатики в физическом воспитании детей 4 – 6 лет. Как известно в период дошкольного возраста происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 10:10
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Бурцева Алена Семеновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД