Александра Мелешко
Использование камней Марблс на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Курганская школа №8»
Учитель-логопед: Мелешко Александра Викторовна
Использование камней «Марблс» на логопедических занятиях
Что такое камни «Марблс»?
Марблс – это шарики овальной либо круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Публикация «Использование камней Марблс на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Марблс. Игры с камешками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.
Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
3. развитие сенсорного восприятия.
4. развитие тактильных ощущений.
5. развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
6. развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т. д.
Итак, как именно можно использовать камни Марблс на логопедических занятиях.
Направления работы:
1. Звуковая сторона речи.
• Постановка звуков. Когда звук находится в процессе постановки, камешки можно использовать для того, чтобы отследить количество возможных попыток правильного произнесения звуков. Например, ставим звук л от межзубного положения и просим ребенка произносить звук. Если он произнес верно, кладем камешек зеленого цвета, а если неправильно, то красного. В конце подсчитываем, сколько раз ребенку удалось произнести звук правильно.
• Автоматизация звуков. Произносим слоги с автоматизируемым звуком и кладем камешек на картинку со слогом. Аналогично и с автоматизацией звука в словах: произносим слово и кладем камешек на картинку.
• Дифференциация звуков. Например, учим ребенка дифференцировать р-л от изолированного произнесения звуков к словам. На звук р мы используем камешек одного цвета, на звук л другого. Называем ребенку слова: рак – он кладет камень нужного цвета на специальную карточку. Таким образом, мы учимся различать звуки на слух и тренируем память.
2. Фонематическая сторона речи.
• Найди звук. Всеми известную игру «Поймай звук» можно адаптировать в «Нажималки»: нажми на камешек, когда услышишь звук.
• «Чудо-мешок». Ребенок достает из мешочка камешек зеленого, синего или красного цвета и придумывает слово. Если ребенок вытащил из мешочка зеленый камешек, то слово должно начинаться с согласного мягкого звука, если синий, то с согласного твердого звука, если красный, то с гласного звука.
• Звуко-буквенный анализ. Ребенку предлагается карточка со словом, где нужно охарактеризовать каждый звук. Например, слово машина. Какой первый звук? М. Он какой? Согласный, твердый. Каким цветом отмечаем? Синим. Ребенок кладет под картинкой камень синего цвета.
3. Слоговая структура слова.
• Деление на слоги. Учимся с ребенком, у которого нарушена слоговая структура слова, правильно произносить слова, начиная с 1 класса слоговой структуры. Например, берем слово «киса». Первый слог «ки» кладем камешек и нажимаем пальцем, проговаривая вместе с ребенком. Второй слог «са», также нажимаем либо своим, либо пальцем ребенка, проговаривая вместе.
4. Обучение грамоте.
• «Заполни цветом». Ребенку предлагаются распечатанные буквы с неокрашенными участками, в которые необходимо поместить камни такого же цвета, как буква.
• Выложить букву камешками. Поскольку многим детям сложно дается запоминание образа буквы, так мы формируем условно-рефлекторную связь.
5. Запуск речи.
• Кидать вместе с ребенком камешки в баночку или небольшой таз и произносить гласные звуки, слоги или звукоподражания (ой, ап, бам, бух оп, хоп)
• Выкладывать разные камешки в ряд и произносить звуки или слова (визуально-ритмическая опора)
• Давать ребенку по камешку и говорить «на». Затем просить ребенка подавать камешки и говорить «дай» или «мне», «сюда».
• Кидать камешки в воду и вызывать звукоподражания (бульк, буль-буль, бултых)
• Кидать камни в крупу и искать их там, вызывая новое слово «ищу».
• Кладем камни в мешочек, одной рукой прячем за спину и начинаем трясти. Спрашиваем ребенка: «Где?». Когда он укажет пальцем, спрашиваем: «Там?» если ребенок указал верно, в какой руке, то говорим «Да!». Если неверно, то «Нет».
6. Игры с ребенком с РАС.
• Сортировка камней. Дети с РАС (расстройство аутистического спектра) просто обожают мелкие предметы. Используются сорт ры. Можно взять камешки разных цветов и предложить ребёнку поиграть с ними так, как ему хочется.
Затем, можно дать две баночки. Показываем, что в одну баночку складываем камни синего цвета, а в другую белого. Когда сортировка будет окончена, можно закрыть баночки крышкой и потрясти. Звук, который получится в первой и во второй баночке можно будет попробовать отгадать, но сначала просто нужно дать ребёнку возможность самому наслушаться и наиграться.
• Кормим куклу. У некоторых детей с РАС есть особенность класть разные предметы в рот, в том числе и камни. В данном случае можно предложить ребенку куклу с большим ртом или любую другую игрушку и накормить этими камнями.
• Разнообразие. Перечисленные выше игры можно дополнить, усложнить. Добавляются новые моменты. Каждое занятие предлагаем новый инструмент для одной и той же понравившейся игры. Тем самым, мы сохраняем покой ребёнка с РАС и даем ему новый опыт. У детей данной категории очень тяжело идёт привыкание к новому. Поэтому действовать лучше мягко, постепенно, выдерживая чёткую линию своего поведения и игры на занятии. Если кормили куклу только камнями красного цвета, тогда можно добавить еще камни синего или зеленого цвета. Раскладывали камни по баночкам, можно предложить что-нибудь вместо баночек. Или добавить камешки другой формы, цвета, тяжести.
Таким образом, камни «Марблс» могут помочь выполнить много разнообразных функций на логопедическом занятии. Камешки можно использовать в любом из аспектов, начиная от развития мелкой моторики, заканчивая запуском речи. Достаточно использовать фантазию, воображение, творческий подход и занятие будет проведено в игровой форме, насыщенно, и мы сможем реализовать все, поставленные нами, задачи.