Юлия Евсевлеева
Использование камешков «Марблс» в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование «камешков Марблс» в логопедической работе
Игра – главная деятельность ребенка. Ребенок развивается, обучается в игре.
Работая учителем-логопедом, постоянно находишься в творческом поиске, стараешься придумать что-то новое, интересное, для того чтобы привлечь внимание, заинтересовать дошкольников. Все дети разные и к каждому необходимо подобрать «свой ключик».
Темочки:
Однажды в цветочном магазине я заметила, как мальчик лет 5-6 –ти заинтересованно рассматривал декоративные стекляшки. Они были округлой формы и разного цвета. Это уже спустя некоторое время, я узнала, что в логопедической практике их называют «Камешками Марблс» и начала глубоко изучать способы и методы применения. А пока я просто решила их приобрести, так как мне, уже взрослому человеку захотелось их потрогать, поиграть ими, рассмотреть поближе, понимая, что детям дошкольного возраста, они точно понравятся.
Теперь наряду с традиционными и нетрадиционными техниками, я применяю Камешки Марблс.
Камешки Марблс - это один из нетрадиционных приемов развития, вызывающий интерес и восторг у детей.
Марбл (в переводе с английского «marble», также означает «мрамор») – небольшая сферическая игрушка, созданная человеком. Бывает в виде шарика или плоского камешка. Могут быть изготовлены из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла.
Камешки Марблс могут быть успешно использованы в работе с детьми разного уровня развития, разного возраста, разными образовательными потребностями и соответствуют требованиям ФГОС.
Камешки Марблс вызывают у детей чувства радости, счастья и обладают какой-то магнетической энергетикой, что благотворно влияет на психику ребенка. Способствуют всестороннему развитию, снижают утомляемость, повышают работоспособность. Даже простое перекладывание, рассматривание камешков, делает ребенка спокойным и уравновешенным.
Это прекрасный материал для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими недоразвитие речи. Положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук.
Движение пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянное развитие мелкой моторики, отвечающей за стимуляцию зон коры головного мозга – важная задача в системе логопедического воздействия.
Как правило, дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей (нарушение развития психических процессов, нарушение звукопроизношения, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, трудности в различении акустико-артикуляторно сходных звуков и т. д.). С помощью Камешков Марблс можно решить широкий спектр задач:
• Развитие общей и мелкой моторики
• Развитие координации движений пальцев и кистей рук
• Формирование умения ориентироваться на плоскости листа
• Формирование умения в согласовании прилагательных и числительных с существительными
• Обогащение словарного запаса, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
• Формирование фонематических представлений
• Развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики
• Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
• Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
• Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетическое восприятие
• Развитие образного мышления, зрительного внимания, памяти
• Развитие творческих способностей детей
• Развитие умения сосредотачиваться, способности доводить начатое дело до конца.
Варианты использования камешков Марблс :
1. Игра «Купание в камешках»
Ребенок должен погрузить кисти рук в чашку, наполненную камешками, попереберать их, описать свои ощущения.
Цель: Снятие эмоционального напряжения, формирование умения описывать свои ощущения.
2. Игра «Найди самый лучший»
Цель: Закрепление названия цветов, упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
3. Игра: «Цветовые ассоциации»
Ребенок закрытыми глазами должен взять один камешек и открыв глаза, должен сравнить по цвету - на что похож?
4. Игра «Золушка»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
А) Разбери по цвету.
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Б) Разбери по форме.
В) Разбери по размеру.
5. Игра «Заполни картинку»
Предлагается заполнить картинку, которая имеет пустые кружки, учитывается цветовая гамма (животные, времена года, фрукты, транспорт и. т.)
6. Игра «Выложи по контуру»
Цель: подбирать камушки определенных размеров и цветов, развитие мелкой моторики.
Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя. Хорошо выкладываются фрукты, овощи, грибы.
7. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, умение выбирать предметы, отличающиеся от камешков Марблс.
«Чудесный мешочек»
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец камешка. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.
• Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
• Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т. д.
8. Игра «Лабиринты»
Цель: Развитие пространственных отношений
9. Игра «Четвертый лишний»
Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.
10. Упражнение «Змейка»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики.
Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель
(Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).
11. Игра «Какая дорожка (гусеница, бусы) – длиннее (короче)»
Выложи дорожку (гусеницу, бусы) короче или длиннее образца.
12. Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти
13. Игра «Сложи узор»
Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на плоскости, чувства цвета и вкуса, воображения, фантазии.
14. Игра «Знакомство с цифрой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой цифры, развитие мелкой моторики рук.
15. «Весёлый счёт»
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
16. Игра «Знакомство с буквой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
17. Самомассаж шариками марблс.
Цель: развитие мелких движений пальцев рук.
Самостоятельные игры, создание фантазийных рисунков
18. «Крестики-нолики»
Как обычные крестики-нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.