Алена Приходько
Использование интерактивных технологий в развитии диалогического общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Тема: «Использование интерактивных технологий в развитии диалогического общения детей старшего дошкольного возраста»
Педагог высшей квалификационной категории
Приходько Алена Николаевна
Публикация «Использование интерактивных технологий в развитии диалогического общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность изучения проблемы развития диалогической речи обусловлена тем, что диалог имеет особое значение в развитии детей дошкольного возраста. В настоящее время всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают общение детей с окружающими людьми. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.
Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Многие известные педагоги занимались вопросом изучения развития диалогической речи дошкольников, например, А. И. Леушина, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Арушанова А. Г., Бизикова О. А., Ушакова О. С.
Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с детьми, а также сверстников между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения.
Основная цель интерактивных технологий - пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями.
Предоставляю вашему вниманию интерактивные технологии, которые использовали в образовательной деятельности для развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Применение интерактивных технологий начинается в младшем дошкольном возрасте и включает работу в парах, хоровод, цепочка, карусель. В старшем дошкольном возрасте использовали работу в парах, хоровод, цепочку, карусель, интервью, работу в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний).
В. А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».
Во время работы над ролевыми диалогами включали технологию «Карусель», суть ее такова: образуется два круга: внутренний и внешний. Внутреннее кольцо - стоящие неподвижно дети, а внешнее - подвижное, дети поочередно передвигаются по кругу и осуществляют ролевой диалог в зависимости от персонажа, который определен масками или шапочками.
Отдельные сцены из сказок проигрывали с использованием технологии «Аквариум». Игровые действия заключаются в том, что несколько человек разыгрывают сцену в круге, а остальные наблюдают и анализируют, вносят предложения. Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. Прием «Озвучивание сказки» способствует развитию выразительности дошкольников (видео озвучивания сказки детьми группы).
Наибольшие затруднения вызывает организация взаимодействия детей со сверстниками. Как показывает опыт, поможет в этом игра. В режиме интерактивного обучения отдавали предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Технология «в тройках» дает возможность включаться в деятельность всем детям. В игре воспитанники оценивали свои действия, деятельность товарища, общались, помогали друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Для развития этих качеств использовали игру «Оживи героя», в ходе которой дети самостоятельно договаривались, какие части тела они будут оживлять. Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения (пример). Такое игровое задание предполагает координацию и слаженность движений детей и способствует развитию умения договариваться о совместных действиях.
Используя интерактивную технологию «Большой круг», предоставляли возможность каждому ребенку высказывать своё мнение. Затем ребенок передавал право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации (пример)
Интерактивная технология «Интервью» наиболее понравилась нашим детям, хотя в ходе ее применения возникали трудности. Ведь каждый играющий должен выполнять определенные правила ведения диалога :
- соблюдать очерёдность в разговоре;
- выслушивать собеседника, не перебивая его;
- поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё; проявлять внимание и уважение к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
- говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- использовать только литературную лексику;
- строить своё высказывание так, чтобы не обидеть своего собеседника и чтобы оно было понятно ему;
- в случае необходимости уметь вежливо отказать.
Использовали три типа интервью :
- 1 тип интервью – «взрослый-ребенок». Здесь в роли интервьюера выступает взрослый. Взрослый заранее готовит план вопросов, на которые ему необходимо получить ответы. Одной из отличительных черт интервью является определенная последовательность вопросов, что облегчает классификацию и обработку полученной информации (пример)
- 2 тип детского интервью – «ребенок-ребенок». В данном случае как в роли интервьюера, так и в роли респондента выступали дети. Это наиболее интересный тип интервью, как для детей, так и для педагога. Для детей это возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, для взрослого - это отличная возможность понаблюдать за реакцией и поведением своих воспитанников.
Во время основного этапа дети сначала учатся отвечать на заданные им вопросы, а затем задавать вопросы, выступая в роли корреспондентов. Интервьюирование проводится в форме игры, ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников (пример)
- 3 тип интервью – «ребенок-взрослый». Здесь в роли корреспондента выступают сами дети и именно здесь проявляются такие качества как инициативность, активность, умение вести диалог, умение формулировать вопросы. Этот тип интервью самый сложный, но от этого и самый интересный. При интервьюировании взрослого ребенок чувствует себя наравне с ним, осознает возложенную на него ответственность.
Опыт показывает, что, играя в интервью, ребенок раскрывается, он рассказывает о себе то, о чем при обычном опросе он предпочел бы промолчать, и задает такие вопросы, которые интересны именно ему, именно в этот момент.
Отвечая на вопросы интервью, ребенок хочет, чтобы его услышали и старается правильно высказывать свои мысли, что помогает раскрыть его индивидуальные качества.
Интерактивная технология «Работа в парах». Здесь главное не "Я" а "Мы". Дети сами выбирали себе пары и работали уже совместно. Эту работу в парах мы использовали в художественно-эстетическом развитии на занятиях аппликации, конструирования и лепки. Огромный плюс этой технологии - дети научились договариваться и совместно работать, интересуясь мнением товарища.
Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста по развитию диалогической речи :
- дети свободно участвуют в диалоге со сверстниками и взрослыми: достаточный уровень – 70%; близкий к достаточному – 30%; недостаточный уровень – 0%;
- поддерживают тему разговора, возникшего по инициативе взрослого, отвечают на вопросы: достаточный уровень – 78%; близкий к достаточному – 17%; недостаточный уровень – 5%.
- по собственной инициативе запоминают и используют разные отрывки речи : достаточный уровень – 22%; близкий к достаточному – 73%; недостаточный уровень – 5%;
- выражают свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеют формами вежливости: достаточный уровень – 30%; близкий к достаточному – 65%; недостаточный уровень – 5%.
Включение комплекса интегрированных технологий поспособствовало развитию диалогической речи детей, активности во взаимодействии «взрослый - ребёнок», «ребенок - ребёнок».