Рита Шабанова
Создание условий для читательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для читательской деятельности дошкольников
Детство-время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,
самых удивительных — первых — встреч с этим миром. Неотделимой
частью духовного созревания личности является читательское развитие. Ему
принадлежит в этой системе ключевая роль, от которой зависит
формирование творческих способностей, системы ценностей и отношений.
От того, насколько грамотно взрослые сумеют приоткрыть ребенку дверь в книжный мир,во многом зависит его судьба, его шанс успешно учиться,общественное признание достижение личностно значимых целей.
Публикация «Создание условий для читательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
Художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить
недостаточность общения детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт.
Литературные произведения вовлекают детей с нарушениями речи в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми — логопатами устной речью, развивает языковые способности, речевую деятельность.
Речевое творчество у детей с ограниченными возможностями здоровья развито слабо, наблюдается бедный словарный запас, небольшой опыт монологической речи, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа, так как их представления о предметах оказываются не точными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а порой к элементарному образованию.
Наша жизнь настолько зависит от созданных нами вещей, что у родителей не хватает времени на совместный досуг с детьми. Снижается уровень читательской культуры в семьях. Дети предпочитают книгам просмотр телевизора, игры на телефоне, планшете, компьютере.
Сегодня обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на социализацию и интеграцию в общество, на достижение максимального уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одна из основных задач работы воспитателя – это создание на практике условий для развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья читательских умений и интереса к чтению книг через интеграцию и социализацию их в среду здоровых.
Я предлагаю один из вариантов создания условий для читательской деятельности дошкольников «Организация читательского клуба «Книголюб» для решения задач по формированию у дошкольников интереса к чтению»
Чтобы определить, как обстоят дела с чтением художественной литературы дома – мы провели анкетирование.
Анализ анкет показывает, что детям нравится чтение книг, они их внимательно слушают. Книга для них является хорошим подарком, поэтому родители часто покупают их своим детям, учитывая возрастные особенности, просматривая содержание книг, красочные иллюстрации.
Но на вопрос, как часто вы читаете ребенку книгу, только некоторые ответили ежедневно, остальные читают 2-3 раза в неделю и это происходит у большинства благодаря просьбе ребенка почитать книгу, чаще всего книги читают дома детям мамы или бабушки, очень редко папы. Многие написали, что читают еще реже - 1-2 раза в неделю, у них не хватает времени почитать детям.
Радует то, что у всех дома есть книги для детей. Среди них преобладают сказки, есть познавательная литература. Хотелось бы, чтобы среди книг в домашней библиотеке присутствовали и другие жанры литературы, такие как - рассказы, стихи, фольклор.
По просьбе воспитателей родители наполняют книжный уголок различной периодикой, красочно иллюстрированные журналы дети рассматривают с большим удовольствием.
Так же необходимо оформлять выставки по творчеству различных писателей, дети вместе с родителями приносят их из дома. Так с помощью родителей
оформляются выставки «Творчество Маршака», «По страницам произведений Э. Успенского», «Сказки К. И. Чуковского» и др.
Устраиваются в группе конкурсы-выставки иллюстраций детей и родителей
к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что они нарисовали с родителями, почему именно так изобразили литературных героев.
Воспитание будущего читателя — процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книги.