Ирина Фокина
Сценарий выступления на МО «Интерактивные средства обучения воспитанников как метод реализации коммуникативных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше стремительное время небывалого развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных государственных образовательных стандартов, их введение и стало стимулом к появлению вопроса о внедрении интерактивного обучения в работу образовательных учреждений. Когда была поставлена задача замены фронтальных занятий на непосредственную образовательную деятельность, возник вопрос, с помощью чего же тогда можно ее организовывать - и здесь как раз ответ лежит в рамках интерактивного обучения.
Публикация «Сценарий выступления на МО „Интерактивные средства обучения воспитанников как метод реализации коммуникативных технологий“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Это диалоговое обучение и совместный процесс познания. Это обучение, погруженное в общение, где активность педагога уступает место активности учащихся. Это обучение, в котором знания добываются через самостоятельный поиск. Во всех исследованиях определение интерактивного обучения строится вокруг таких понятий, как диалог, общение, взаимодействие.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Создаются комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.
Эта технология предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», а именно:
• развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
• развивают все компоненты устной речи детей;
• способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Необходимо ребенка научить общаться: (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль; если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы.)
Приемов интерактивного обучения, которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество. При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• младшая группа – хоровод;
• средняя группа – хоровод, цепочка; интервью
• старшая группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках);
• подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Дадим характеристику некоторым приемам.
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
- «Съедобное – не съедобное»
- «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.
«Цепочка»
Прием «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основой этого приема составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
- Рассказать сказку
- Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.
- Называть слова на последний звук слова. «Города»
- назвать пословицы о дружбе.
- назвать сказки в которых есть сказочный герой волк
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
-«назови первый звук в слове»
«Работа в малых группах»
В режиме этого приема отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
Надо разделиться на две группы. Решить какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей».
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода. Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга. Следующий этап: нужно научить детей обсуждать
Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их
- рассказывание сказки по сюжетным картинкам
«Карусель»
Такой прием внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круге, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этого приема у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок». На этапе закрепления, обобщения знаний, воспитатель использует прием «Интервью». Благодаря её использованию у детей активно развивается диалогическая речь.
«Большой круг»
Прием «Большой круг» - который позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется прием «Дерево знаний». Он развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку. Для этого им нужно договориться с кем будут работать в паре и вспомнить правила работы в парах. Возьмите с «дерева знаний» большую карту, прочитайте слог и подберите к нему такие картинки в названии которых есть данный слог, после выполнения задания договоритесь кто будет отвечать. Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.
Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.