Любовь Бушкова
Использование интерактивной и дидактической игры в развитии фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика, грамматика.
Фонетическая сторона речи : у детей нарушено произношение согласных, ошибки в воспроизведении слов разного слогового состава (нарушается звуконаполняемость, наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков).
Публикация «Использование интерактивной и дидактической игры в развитии фонематического восприятия у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Уровень фонематического восприятия детей находится в определённой зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи отводят формированию фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
В настоящее время у 60 % детей, поступающих в школу, отмечаются нарушения фонематических процессов. Формирование фонематических процессов является базовым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей распознавать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти.
Л. С. Выготским был введён термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать наличие или отсутствие данного звука в слове;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Несколько позже Д. Б. Элькониным был введён термин «фонематическое восприятие». Учёный занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчёт количества звуков в слове.
Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
1. выяснение порядка следования фонем в слове;
2. установление различительной функции фонем;
3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно этот учёный доказал, что прежде, чем обучать ребёнка
письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Этапы развития фонематического восприятия.
1. Развитие неречевого слуха (узнавание неречевых звуков, внимания, чувства ритма).
2. Развитие фонематического слуха (различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация звуков).
3. Формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Учитывая, что ведущая деятельность дошкольников - игра, все занятия проходят в форме игры.
«Угадай, на чем играли?»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Педагог знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, дудочкой, бубном и другими. За тем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
«Что ты слышал?»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать шумы природы на слух по его звучанию. Детям предлагается послушать аудиозапись: шум дождя, ветра, плеск волн, пение птиц и другие, с одновременной демонстрацией соответствующих картинок (капли дождя, море с волнами, птицы и другие). При повторном прослушивании дошкольники должны определить, что они услышали, выбрав одну из предложенных картинок.
«Угадай, что делают?».
Цель: научить детей определять выполняемое действие по характерному звуку. «Угадай, что звучит?» Цель: учить детей дифференцировать шумы с контрастным звучанием. «Угадай, что в коробочке?» Цель: научить детей дифференцировать шумы с незначительными по силе звучания различиями.
«Угадай, что делать?»
Цель: научить детей соотносить характер своих действий с изменением силы звучания предмета. Детям раздают по два флажка, и предлагается выполнить следующее задание: если бубен звучит громко, то надо поднять флажки, если бубен звенит тихо, то надо держать руки внизу.
«Большой - маленький»
Цель: учить дифференцировать предметы по силе звучания. Детям предлагается прослушать и сопоставить звучание больших и маленьких предметов (два барабана, два бубна, две погремушки, два колокольчика, два молоточка). Затем все предметы убираются за ширму, и детей просят угадать, какой предмет звучит – большой или маленький.
«Где позвонили?»
Цель: учить детей определять направление звука. Дети садятся в круг. Логопед выбирает водящего, который становится в его центре. По сигналу водящий закрывает глаза. В это время кому-нибудь из детей дается бубен (колокольчик и т. п.) и предлагается позвонить. Водящий не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначает другого водящего.
«Полянка»
Цель: узнавать ритмический рисунок. На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
«Найди пару»
Детям раздаются картинки, название которых отличаются одним звуком. Один из детей начинает игру, называя свою картинку. Тот, у кого находится картинка, обозначающая слово пароним, должен отозваться и встать радом. Игра продолжается до тех пор, пока не соберутся все пары.
«Звуковые часы»
Детям демонстрируется диск в виде часов, разделенный на две половины. В верхней части размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок в низу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.
«Найди звук»
Детям предлагается отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.
«Так ли это звучит?»
Детям раздаются большие карточки с изображением каких-либо предметов, игрушек и предлагаются маленькие карточки с изображением различных предметов. Детям дается задание: подобрать к большой карточке картинки, названия которых сходно по звучанию. Например, к большой карточке с изображением лягушки дети подбирают маленькие картинки с изображением катушки, хлопушки, кукушки.
«Подбери рифму»
Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает найти слова, похожие по звучанию и разложить их парами.
«Слушай внимательно»
Детям предлагается выполнить задание: если услышат слова со звуком «с», то дети должны хлопнуть в ладоши один раз, если услышат звук «ш» – хлопнуть два раза.
«Слоговой поезд».
Цель: упражнять детей в делении на слоги. Детям необходимо «расселить» картинки в нужный вагон.
«Как их зовут?»
Цель: закрепить умение детей определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена (очки, мухомор, коза - Ира).
«Составь слово по первым звукам»
Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков.
«Найди место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
«Подбери картинку к схеме»
Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций и являются одним из приоритетов образования. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме развивать различные психофизические функции детей, такие как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, а также усилить творческую составляющую учебного процесса.
В работе по развитию фонематического восприятия использую следующие компьютерные программы: «Игры для тигры», «Учимся говорить правильно». Создаю флипчарты в программе ActivInspair.
Благодаря применению ИКТ пассивные дети привлекаются к активной работе, активизируются мыслительные процессы (анализ, синтез, познавательный интерес дошкольников, появляются определённые навыки работы на компьютере.
Литература:
1. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – С. 3-4.
2. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2005. – С. 3-8, 125.