Юлия Васева
Использование интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Перми
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы исследования определяется тем, что повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты [46].
Публикация «Использование интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Перми» размещена в разделах
Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в том числе и по истории и культуры родного города.
В отечественной научной педагогике идея предварительного или подготавливающего исторического обучения детей оформилась в середине XIX века. Идею предварительного (пропедевтического) обучения обосновывали педагоги и философы прошлого: Августин Боэций, Аристотель, Гегель, С. И. Гессен, Я. А. Коменский, И. Кант, Платон К. Д, Ушинский.
Историческая пропедевтика позволяет не только подготовить ребенка к изучению систематического курса истории в школе, но и сформировать интерес к истории, историческим событиям, историческим личностям, историческим предметам и явлениям. У детей расширяется кругозор, формируются пространственно-временные представления и основы исторического мышления. Они учатся анализировать и рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, получают представления о первопредметах и первособытиях, влиянии человека на ход исторического развития, приобретают опыт планирования и прогнозирования собственной жизнедеятельности.
Элементарное ознакомление детей дошкольного возраста с историей воспитывает гордость за свою семью, страну, уважение к их культурно-историческому наследию и традициям, чувства патриотизма и гражданственности.
Один из важнейших «хранителей» исторического и культурного наследия является музей. Потенциал музея и его педагогические возможности очень высоки. Поскольку музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющими аналогов в культуре других регионов. Музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка [35; 38].
Необходимость приобщения детей к истории и культуре своего края подтверждали педагоги прошлого А. Дистервег, Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж Руссо и другие классики. Важность данного направления образования в России доказывалась Н. И. Новиковым, М. В. Ломоносовым, В. Н. Татищевым. Педагогическую целесообразность приобщения детей к народной культуре обосновал К. Д. Ушинский. В дальнейшем идея «народности» в воспитании детей получила распространение в трудах Н. Ф. Виноградовой, Э. К. Сусловой, В. А. Сухомлинского, А. П. Усовой и др.
На основании вышеизложенного определена проблема исследования, каковы условия эффективного использования интерактивного обучения в работе с детьми 6 – 7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Перми.
Актуальность исследования, существующая проблема позволили определить тему исследования: «Использование интерактивного обучения в работе с детьми 6 – 7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Перми»
Объект исследования: процесс ознакомления с историей и культурой г. Перми.
Предмет исследования: использование интерактивного обучения в работе с детьми 6-7 лет.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение условий эффективного использования интерактивного обучения в работе с детьми 6 - 7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Перми.
Гипотеза исследования: эффективное использование интерактивного обучения будет способствовать повышению уровня знаний детей 6 – 7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Перми, если будет:
1. Разработана система интерактивных мероприятий по повышению уровня знаний об истории и культуре г. Перми у детей 6 – 7 лет;
2. Сформирован познавательный интерес к занятиям по ознакомлению с историей и культурой родного города;
3. Установлено сотрудничество с музеями города Перми;
4. Пополнена предметно – развивающая среда.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1. Изучить вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе;
2. Экспериментально изучить уровень сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет, провести анализ полученных данных;
3. Описать педагогические условия ознакомления с историей и культурой города Перми детей 6-7 лет;
4. Апробировать эффективность предложенных интерактивных мероприятий, направленных на формирование знаний по истории и культуре города Перми у детей 6 - 7 лет в условиях музейной среды.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); количественный и качественный анализ результатов исследования, наблюдение, беседа.
Экспериментальная база: МБДОУ "Детский сад № 96" г. Перми. В исследование принимали участие: 20 детей в возрасте 6 – 7 лет.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
1. Обсуждение результатов формирующего эксперимента на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №96» г. Перми.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использовать теоретические основы методики исследования и их результаты, а также систему мероприятий с использованием интерактивного обучения детей 6 – 7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Перми.
Структура работы : Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 5 приложений.