Елена Снигирева
Школа интерактивного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
ШКОЛА
Интерактивного обучения
Цель: содействие повышению профессионального мастерства начинающего педагога в работе с интерактивными средствами обучения.
Задачи «Школы интерактивного обучения»:
1. Разработать организационно-методические рекомендации по эффективному использованию интерактивного оборудования и оптимизации образовательного процесса.
2. Содействовать начинающему педагогу в приобретении знаний и умений, необходимых для разработки электронных материалов по образовательным областям.
3. Оказать консультативную помощь начинающему педагогу по вопросам создания электронных УМК.
Публикация «Школа интерактивного обучения» размещена в разделах
Время и место проведения:
Занятия «Школы молодого воспитателя» проводятся один раз в 2 недели в 13 часов по пятницам.
Пояснительная записка.
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития: с одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника; с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования. Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной. Говоря о требованиях к современному дошкольному образованию, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Так, одной из задач образовательной программы нашего МАДОУ является реализация интерактивного обучения. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В своей педагогической практике я активно использую различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. В данной программе «Школы интерактивного обучения» я хочу поделиться своим опытом создания электронных материалов по образовательным областям и предложить организационно-методические рекомендации по эффективному использованию интерактивного оборудования и оптимизации образовательного процесса для молодых воспитателей.
Прежде всего надо сказать о преимуществах интерактивной доски.
Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения станут отличными помощниками в диагностике развития детей: развитие внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыки учебной деятельности.
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Примеры использования интерактивной доски.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы. и создание проектов в графических, программных средах.
Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски - демонстрация готовых презентаций.
Молодые воспитатели нашего МАДОУ уже получили начальные навыки работы на интерактивной доске, окончив курсы повышения квалификации «Интерактивное обучение в ДОУ». Моя задача помочь систематизировать применение электронных материалов и внедрить интерактивное обучение в ежедневную работу воспитателя.
В этом курсе «Школы интерактивного обучения» предлагаю педагогам подготовить электронный УМК по образовательной области «Речевое развитие» - «Чтение художественной литературы». Содержание ЭУМК должно полностью совпадать с содержанием рабочей программы данной возрастной группы (в нашем МАДОУ реализуется образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой). Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
Педагогам необходимо подготовить интерактивное занятие, которое включает 3 части:
1 ч. Содержание художественного произведения.
2 ч. Задания по содержанию.
3 ч. Задание для самостоятельной деятельности.
В первой части происходит предъявление самого произведения в виде презентации, проецирования сканированной копии книги и т. д. Текст произведения обязательно сопровождается картинками по содержанию. Желательно, чтобы текст был оформлен в форме книги, чтобы у детей создавалось впечатление чтения книги, рассматривания иллюстраций в ней.
В ходе занятия необходимо объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации. Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Во второй части занятия можно предложить детям 2-3 задания по содержанию произведения. Цель этих заданий- побудить детей внимательно слушать художественное произведение, правильно воспринимать содержание, сопереживать героям.
Вот некоторые типы интерактивных заданий:
• Установление соответствия.
• Классификация.
• Расставь по порядку.
• Верный ответ.
• Ширма.
• Рисование по точкам.
• Продолжи узор.
• Найди пару.
• Что раньше, что потом.
• Лабиринт.
• Четвертый лишний и др.
В третьей части занятия подводится итог, дети с помощью взрослого делают вывод, чему учит это произведение. Взрослый предлагает детям задание для самостоятельной деятельности (нарисовать, что больше всего понравилось, придумать другой конец сказки, кратко пересказать произведение и т. д.)
Чтобы не совершить методической ошибки и не нарушить санитарные нормы необходимо соблюдать основные требования к мультимедийной разработке для детей:
• Меньше наглядных объектов на экране.
• Не нарушать нормы времени для занятий в ДОУ! Не больше 10-15 мин.
• Содержание занятия не должно быть разноплановым.
• Меньше текста.
• Меньше динамики.