Ирина Зотикова
Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города.
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ г. АЗОВА.
Патриотизм проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывности с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны. Особое место в сердце каждого человека занимает чувство Родины, которое зарождается у ребенка с отношением к семье, самым близким людям, окружающему миру, впечатления от которого пропускаются через детское восприятие.
Темочки:
Немалое значение для воспитания у дошкольников интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: детский сад, улица, микрорайон, город. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения.
Приступая к воспитанию любви к родному краю, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной город, край. Задача педагога – рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом педагог должен сам хорошо знать свой город.
Проект «Мой родной город Азов», направленный на привлечение старших дошкольников к изучению города, в котором они живут. Актуальность проекта определяется стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА :
• Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста;
• Выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников;
• Систематизировать знания педагогов, родителей и детей о родном городе.
Исходя из этих целей были определены следующие ЗАДАЧИ:
• Сформировать у детей 5-6 лет элементарные представления о родном городе, стране;
• Расширить знания педагогов об Азове;
• Пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
• Воспитывать уважение к культуре других народов;
• Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
• Подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие познавательную стимуляцию детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать положение о смотре-конкурсе уголков «Мой Азов» в группах.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Участниками проекта являются педагоги, дети и их родители.
Проект долгосрочный и реализуется в 3 этапа.
1 ЭТАП – установочный
1. Анкетирование для педагогов «Что такое патриотизм»
Цели анкетирования:
• Совершенствование работы ДОУ по патриотическому воспитанию;
• Повышение творческого потенциала каждого педагога;
• Достижение оптимального уровня развития воспитанников по данной теме;
• Формирование организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.
2. Формирование творческой группы, которая разрабатывает:
• Перспективно-тематическое планирование работы по изучению истории города для каждой возрастной группе
• Организация НОД, праздники, досуги и развлечения по теме
• Подбор информации для самообразования педагогов
• Литературно-художественный материал
2 ЭТАП –основной
В ходе второго этапа творческая группа разрабатывает годовой план проведения мероприятий, открытых занятий, развлечений и досугов. Например, конкурс «Я – азовчанин» предполагает проведение открытых занятий или досугов в старших группах с использованием ИКТ. Цель его: обмен опытом работы по данному направлению, стимулирование воспитателей к дальнейшей работе по патриотическому воспитанию.
3 ЭТАП – заключительный. В ДОУ организуется музей «Азов – хранитель казачьих традиций», который представлен двумя экспозициями: историческое прошлое (архитектура, искусство, литература, полководцы, писатели) и настоящее (архитектура, искусство, великие люди и т. п.)
Экспозиции могут включать наглядные материалы, книги, видеоматериалы, рисунки, макеты, изготовленные детьми совместно с родителями, воспитателями о городе Азове.
Уголок познавательного развития в группах предполагают наличие флага, изображение герба, карты, настольно-печатных игр, атрибутов подвижных игр казаков или народностей, населяющих город, пособия и макеты, изготовленные детьми, родителями и воспитателями.
Особое внимание стоит уделить приобщению родителей к патриотическому воспитанию дошкольников. Знания родителей, истории их семей могут существенно дополнить представления детей об историческом прошлом своей семьи и города. Взаимодействие с родителями может осуществляться в формах: родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье», беседы о задачах, целях и важности проекта, консультации «Познавательное развитие в ДОУ», «Бабушкин сундучок». Для того, чтобы заинтересовать родителей, им можно дать задания по сбору народных игр, потешек, шуток и сказок, казачьих песен.
Можно предложить написать сочинение на тему «Любимый уголок Азова», оформление фотогазет с историческим уклоном в прошлое, с фотографиями членов разных поколений на фоне одних и тех же достопримечательностей города. Это могут быть собранные семейные предметные коллекции. Наиболее интересно предложение родителям составить видео презентации семей «Экскурсия по городу», как по городу в целом, так и рассказами о каком-то одном месте в городе.
По итогам проекта предполагается провести мониторинг удовлетворенности его участников проделанной работой.
Данный проект позволит детям овладеть такими понятиями как «город», «микрорайон», «прошлое», «настоящее», «край», научит их бережному отношению к культуре и истории города, приведет к осознанию, как важно ценить и уважать свою Родину.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Ваше отношение к патриотизму»
1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд, присущи патриотизму (оцените по 10-бальной шкале) :
• Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу
• Непримиримость к представителям других наций и народов
• Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей Родины – России
• Патриотизм – удел ограниченных людей
• Бескорыстная любовь и служение Родине
• Любовь к родному городу, стране
• Патриотизм – это лишь литературная выдумка
• Патриотизм – политический инструмент
• Стремление трудиться для процветания Родины, чтобы государство было самым авторитетным и уважаемым в мире.
2. Почему вы участвуете в программах патриотического воспитания?
• Интересно общаться с единомышленниками
• Волнует будущее страны
• Больше нечем заняться
3. Насколько баллов ваша общественная работа и досуг связаны с вопросами патриотизма?
4. Во сколько баллов можно оценить вашу готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов Родины.
5. Я считаю, что служба в Российской Армии:
• Необходима молодым людям для улучшения физической формы
• Для становления их личности
• Нужна Родине
• Не нужна никому
6. Я живу в России, не уезжаю жить за границу потому что:
• Люблю свою Родину
• Это экономически не выгодно
• Не люблю перемены
• Время не пришло
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«МОЙ РОДНОЙ ГОРОД АЗОВ»
Февраль : Анкетирование педагогов Старший воспитатель
Февраль : Создание творческой группы (педагоги, заинтересованные и имеющие опыт работы) Блиц-игра «С чего начинается Родина»
Март: Консультация «Создание развивающей среды в группе – важное условие освоения программ по патриотическому воспитанию»
Семинар «Игры и занятия наших бабушек и дедушек»
Апрель: НОД «Культура и традиции Азовских казаков» (открытый просмотр)
Выступление казачьего театра «ЛЮБО»
Мультимедийная презентация «Историческое и настоящее название улиц и площадей города»
Май: Дидактическая игра «Магазин открыток»
Блиц-игра «Угадай по описанию» Старший воспитатель
Июнь - июль: Консультация «Работать в тесном контакте с семьей»
Экскурсии в музей, пороховой погреб, к памятникам города, по улицам города, названных в честь почетных граждан города.
Участие педагогов ДОУ в викторине «Знаешь ли ты свой город?», проводимую Центральной библиотекой им. Крупской г. Азова.
Семинар-практикум «Кукла Берегиня своими руками»
Август: Создание уголков патриотического воспитания в группах
Круглый стол «Люби и знай свой город родной» для воспитателей
Сентябрь : «Фестиваль казачьей песни», совместно с МБДОУ № 3 г. Азова и ансамблем казачьей песни
Конкурс патриотических уголков групп.
Октябрь: Создание музея «Азов-хранитель казачьих традиций»
Ноябрь : Спортивный праздник совместно с родителями «Знают турки - с казаками нельзя играть в жмурки!»
В течение проекта Чтение произведений Шолохова, сказок и сказаний о казаках,
Донские сказки П. Лебеденко.
Приложение 3
КАЗАЧЬИ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Для организации спортивных мероприятий и прогулок.
1. Игра в шапки.
Тому, кому выпадает жребий, завязывают глаза, он становится с расставленными ногами, между которыми и играющие бросают снятые со своих голов шапки, стараясь забросить их как можно дальше. Когда побросают все шапки, то играющий с завязанными глазами идет искать их, и, найдя одну из брошенных шапок, развязывает глаза и кидает далеко в сторону. Все в это время бросаются к своим шапкам. Колотят ими того, чья шапка была закинута, покуда он не прибежит на то место, где началась игра, после этого игра начинается снова.
2. Утка
Играющие становятся попарно в круг. В центре круга – «утка» (девочка, а за кругом – «селезень» (мальчик). По правилам игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.
3. Разрывные цепи
Играющие делятся на 2 команды, расходятся и становятся против друг друга на расстоянии 10-15 шагов, сцепив руки. Потом, кто-то из первой команды кричит: «Чью душу желаете?». Игроки из второй команды называют имя. Тогда из первой команды бежит выбранный игрок, стремясь разорвать цепи из рук. Если ему это удается, он забирает с собой игрока, если нет, он остается у второй команды. И так до тех пор, пока у одной из команд не будет больше игроков.
4. Платочек.
Дети встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платочек, берут его в руку и бегут за водящим. Оба стараются занять свободное место в круге. Если водящий не успевает занять свободное место, то опять водит.
6. Конь-огонь.
Играющие стоят по кругу. Водящий в центре, на коне. Играющие шагают на месте, размахивая руками произносят текст:
«У меня есть конь! Конь-огонь» 2 раза
Водящий скачет внутри круга со словами: «Я скачу на нем, на коне своем!»
Останавливает коня между двумя играющими, они бегут по кругу в разные стороны. Кто первый добежит до коня, тот выиграл. Становится водящим.
6. Плетень.
Две команды становятся в 2 шеренги, друг напротив друга. Скрещивая руки берут за руки соседей.
Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные действия:
Мы плели, плели плетень, любовались целый день (поднять и опустить руки)
Расплетали очень долго (руки на плечи соседним игрокам)
Только – никакого толка! (поднять руки вверх)
Чья команда первой выполнит движения, та и победила.
7. Кривой кочет.
Считалкой выбирается «кривой кочет», ему завязывают глаза. Остальные играющие становятся в круг и спрашивают кочета:
Кривой кочет, на чем стоишь?
На иголочках.
Как тебе – не колко?
На подковочках.
Затем скороговоркой:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
После этих слов играющие разбегаются в стороны, хлопают в ладоши, привлекая к себе кочета. Кривой кочет старается поймать и угадать игрока. Если поймает и угадает игрока, пойманный становится кривым кочетом, если нет, игра продолжается с прежним.
8. Свирка.
В игре участвуют 6-8 человек. На расстоянии 3м от играющих выкапывают небольшую ямку – норку. Играющие по очереди бросают «свирку» - небольшой деревянный шарик – в норку. Тот, кто не попал, выходит из игры. Побеждает набравший большее количество очков за попавшие в норку шарики.
9. Чай – чай, выручай!
С помощью считалки или по желанию выбирают водящего. По команде играющие разбегаются, а водящие стараются догнать и запятнать как можно больше играющих. Тот, до кого дотронулись, останавливается и, расставив в стороны руки, кричит: «чай, чай, выручай!».
10. Щука и рыбки.
Дети, не менее 20 человек, становятся в круг, взявшись за руки. Выбирается одна «щука» и несколько рыбок, 3-5 человек. Щука садится в центре круга, а рыбки бегают вокруг нее. Остальные дети ходят по кругу и поют песню:
Рыбки в озере гуляли
И друг друга догоняли
А под камешком на дне
Спала щука в тишине.
Злая щука пробудилась
И на рыбок напустилась.
Щука: Как вы смели мне мешать,
Когда я хотела спать?
Как только щука произнесет эти слова, дети в кругу поднимают руки, а рыбки должны успеть выскочить за круг, чтобы их не поймала щука. Та рыбка, которую поймают, становится щукой.
ЛИТЕРАТУРА
для чтения, составления НОД, в помощь педагогу:
1. Доноведение для дошкольников Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., 2011
2. Былинно-песенное творчество Дона А. М. Листопадов, 2002
3. История донского казачества М. П. Астапенко., 2004
4. Казачий костюм Т. И. Агуреева., Л. А. Баландина., 2011
5. Социально-нравственное воспитание дошкольников Р. С. Буре, 2016