Елена Воробьева
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
Темочки:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии речевого развития :
Метод проектов
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В МКДОУ «Куртамышский детский сад №4» реализуются следующие проекты:
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»;
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у младших дошкольников»;
«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»;
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников;
«Сенсорное развитие детей среднего возраста через дидактические игры»;
"Формирование представлений о животном мире у детей младшего дошкольного возраста";
«Су-Джок-терапия как средство оздоровления и развития речи детей»;
"Игра как средство общения дошкольников";
«Художественная литература как средство всестороннего развития»
Игровые технологии :
Робототехнические наборы Magcoding
LEGO-технология
Игры на развитие речевого дыхания
Подвижные и хороводные игры с текстом
Коммуникативные игры
Пальчиковые игры
Дидактические игры: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры
Театрализованная игра
Логоритмика
Информационно – коммуникационные технологии
Одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной деятельности. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Все образовательные программы для детей можно сгруппировать в следующие классы: развивающие игры, обучающие игры, игры – экспериментирования, игры – забавы, компьютерные диагностические игры.
Технология проблемного обучения
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.
Технология синквейна
Одним из видов моделирования является синквейн. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Например,
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.
Наряду с инновационными технологиями большую роль в развитии речи детей играет и современная развивающая предметно-пространственная среда. Для совершенствования речевых способностей воспитанников в группах создаются центры речевого развития. Данные центры способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью создаются условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание речевых уголков должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников в соответствии с реализуемой программой.
В основу центров речевого развития может входить игровой и дидактический материал, направленный на развитие :
- артикуляционной моторики, пособия для развития дыхания, пособия для развития мелкой моторики, материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; детские музыкальные инструменты, различные виды театров; материал по обучению грамоте.
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.