Воликова Наталья
Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, знают, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Публикация «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую активность детей, а наоборот, активно помогать.
Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Я работаю воспитателем в ясельной группе. Ребятки в моей группе маленькие им всего по 2 годика, но они очень любознательные и им интересно изучать что-нибудь новенькое и интересное, я с ними провожу различные занятия. Но больше всего моим деткам нравиться экспериментировать.
Иногда ребенок тяжело реагирует на слова взрослого, на просьбы, поручения, в этом случае может помочь игрушка «птичка», персонаж из сказки, «кошка» или «Кукла Маша» (слова приговорки, потешки, рассказывание сказки) и ребенок эмоционально откликается на слова воспитателя.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Я использую театрализацию в разных видах деятельности: в педагогическом процессе, в режимных моментах, в воспитании культурно – гигиенических навыков. И не менее интересным опытом для меня стало использование средств театрализованной деятельности в процессе экспериментирования.
Театрализованная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, а самое главное учит ребенка говорить правильно, то есть развивает речь, а также ребенок познает мир во всех красках, узнает правила, учится выполнять требования.
Цель моей работы: использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста в процессе экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе, познавать окружающий мир через образы, краски, звуки, и театрализованную деятельность.
2. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира формировать опыт социальных навыков.
3. Развивать эмоциональную сферу ребенка, заставляя его сочувствовать, сопереживать персонажам.
4. Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов с помощью воспитателя.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Изучив литературу по данной теме, я разработала перспективный план экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста, составила сценарии сказок, потешек, стихов, рассказов. Репертуар я подбирала с учётом возраста, развития и интереса детей. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием.
В своей работе я использовала такие сказки, как: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок»;
потешки: «Тили – бом! Тили – бом!», «Жили у бабуси….»;
стихи: А. Барто «Мяч», Д. Хармса «Кораблик», В. Орлова «Хрюша обижается»;
рассказы К. И. Чуковского «Цыплёнок», В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Цыплёнок и утёнок».
Для организации работы можно использовать любые игрушки и куклы: мягкие, деревянные, пластмассовые, а можно сделать героев сказок совместно с детьми и родителями.
Так же в своей работе я использовала различные виды театров:
- театр би-ба-бо;
- пальчиковый театр;
- театр мягкой игрушки;
- настольный театр;
- театр на тарелках, и др.
Я проводила с ребятами игры-эксперименты с водой, с воздухом, крупами, песком и бумагой. Им было очень интересно, они принимали активное участие в экспериментах.
Эксперименты с водой заключались в том, что детям показывается:
- водой можно умываться,
- опускать в нее и вылавливать различные предметы;
- вода может литься, а может брызгать;
- предметы станут чище, если помыть их водой;
- вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда;
- вода не имеет цвета, она прозрачная, но ее можно покрасить;
- прозрачная вода может стать мутной;
- вода не имеет вкуса, что некоторые вещества в воде растворяются;
- некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус;
- вода может быть теплой и холодной,
- вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
Эксперименты с песком дали детям возможность:
- слепить «угощение» из сухого и мокрого песка, и сравнить;
- увидеть, что на мокром песке остаются следы и отпечатки;
- с помощью ситечка познакомиться с таким свойством песка, как сыпучесть; (предлагается просеять мокрый песок, а затем сухой);
- вместе с детьми сделать вывод, что песок – это множество песчинок.
В экспериментах с воздухом дети получают представления о том, что
- воздух легче воды;
- воздух не виден, но он есть;
- вода вымещает воздух;
- мячик прыгает высоко, потому что в нем воздух;
- предметы могут передвигаться при помощи воздуха;
- ветер – это движение воздуха;
- воздух не пропускает воду.
Опытническим путем вместе с детьми выясняем, что:
- камни тонут в воде, потому что они тяжелые;
- что камни могут быть холодными и теплыми;
- что камни имеют различную форму;
- что камни твердые.
При помощи опытов формируем у детей представление о том,
- что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони,
- она не тонет в воде в отличие от камней;
- что бумага может быть тонкой и толстой,
- она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Каждый эксперимент заключался в том, что дети помогали сказочным персонажам выполнять разные задания.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
А интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Наблюдения показывают, что дети к концу учебного года, стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа с использованием средств театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста в процессе экспериментирования способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.