Татьяна Коноваленкова
Использование инновационных технологий, в работе с детьми дошкольного возраста, при изучении ПДД в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий, в работе с детьми дошкольного возраста, при изучении ПДД в условиях реализации ФГОС.
Разработала: воспитатель Коноваленкова Татьяна Васильевна МБДОУ д/с №33 "Золотой ключик" станица Багаевская Ростовская область.
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность…
Публикация «Использование инновационных технологий, в работе с детьми дошкольного возраста, при изучении ПДД в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» отмечено: «Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети». «Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений - самые распространенные причины наездов на детей (37,4 процента и 24,7 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми правил дорожного движения)». Так как у ребенка не большой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, дети этого возраста нетерпеливы и подвижны, они больше других подвергаются опасности на дорогах. Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.
Встает вопрос, как построить образовательный процесс по формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?
Цель моей работы: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующее.
Задачи:
1. Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.
2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
3. Воспитывать - личность, способную проявлять гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными.
4. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Рассмотрим те инновационные педагогические технологии, которые возможно использовать в детском саду с целью более успешного ознакомления дошкольников с ПДД.
1. Игровые технологии.
С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта – (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка).
• ролевые игры – (форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям). Все эти действия в игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка.
• театрализованные и игры-драматизации - (объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.)
• дидактические игры - (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться таким играм, например, как: «Собери дорожный знак», «Дорожный узелок» «Знакомство с новым знаком» и т. д)
• с использованием макетов - (дети играют, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности. Как называется дорожный знак? как узнать его назначение) Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.
• компьютерные – (развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина» и т. д.
• интеллектуально-познавательные – (преподносим детям в интересной, игровой форме, с участием различных героев, дети не только обучаются, но и получают удовольствие).
2. Технология «ТРИЗ»
(теория решения изобретательских задач).
Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению.
В данной технологии используем метод «мозгового штурма», он состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке светофор?
2. Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств?
3. Что будет, если у велосипеда убрать руль?
4. Что произойдет, если убрать шлагбаум?
3. Информационно – коммуникативные технологии.
При организации работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, огромное внимание уделяется использованию информационно - коммуникативных технологий. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной, динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
- виды транспортных средств, их классификация;
- группы дорожных знаков;
- участники дорожного движения;
- виды транспорта.
4. Мультипликация.
Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.
5. Мнемотехника.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций. Начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.
6. Технология проблемного обучения.
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.
При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы.
7. Здоровьесберегающие технологии.
При обучении детей с правилами дорожного движения, используем здоровьесберегающиетехнологии. Физкультурно-оздоровительные направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Технологии развития физических качеств. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.
Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей, выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак.
8. Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В детском саду используем такие формы организации исследовательской деятельности, как:
- эвристические беседы;
- наблюдения;
- «погружение» в звуки транспорта, города;
- использование художественного слова;
- дидактические и развивающие игры;
- игровые ситуации.
9. Взаимодействие с родителями.
Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями. Стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста в обучении дошкольников Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, в работе с родителями необходимо использовать:
1. Информационно - аналитические формы: Опросы. Анкетирование.
2. Познавательные формы: Родительские собрания. Круглые столы. Консультации. Беседы. Педагогическая библиотека.
3. Досуговые формы: Конкурсы, викторины, развлечения, досуги по ПДД с участием детей и родителей.
4. Наглядно - информационные: Оформление буклетов, выпуск газет, фотовыставки, демонстрация видео фрагментов организации занятий.
Вывод:
Педагогические инновации необходимы для совершенствования системы образования по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.