Людмила Ознобкина
Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда как условие повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в коррекционно- развивающей работе учителя-логопеда, как условие повышения качества образования»
Чистая, грамотная, правильная речь дошкольника – это, несомненно, залог успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Темочки:
Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи,что значительно повышает качество образования. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Итак, основными критериями необходимости внедрения инновационных технологий, является
• повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения;
• скорейшее достижение максимально возможных успехов;
• оптимизация процесса коррекции;
• создание насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного и общего развития детей.
Инновационные технологии в логопедической практике – это внедренные, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности самого педагога.
Но нужно помнить, что современные, инновационные технологии, хороши не сами по себе, а лишь как дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.
Ребенок на занятии рисует, лепит или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и точно воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, и нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
На сегодняшний день инновационных методов воздействия известно достаточно много.
Я бы хотела остановиться на некоторых из них, которые, на мой взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
К этим методам относятся:
1. Информационно-компьютерные.
2. Биоэнергопластика или телесно- ориентированная техника.
3. Арт-терапевтические технологии.
4. Здоровье сберегающие технологии.
5. Игровая технология.
6. Технология сотрудничества.
1. Информационно – компьютерная технология в работе с детьми.
Информационно – компьютерная технология в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития, способствует эффективной коррекции речевых нарушений и ускорению процесса подготовки дошкольников к обучению грамоте.
А за счет повышенного эмоционального тонуса, осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память. Для педагога этот метод дает возможность быстрого создания собственного дидактического материала. (показ пособий)
В организации фронтальной и подгрупповой работы используем мультимедиа, компьютерные тематические презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение, специальные компьютерные игры («Домашний логопед», «Игры для «Тигры», «Моя мама –логопед»,«Развитие речи. Учимся говорить правильно», игры – раскраски).
2. Телесно-ориентированные техники :
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (ребёнок учится одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и речи.
Биоэнергопластика-это соединение движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
У ребёнка комплект красных варежек или перчаток, олицетворяющих язычок, надевая которые он выполняет гимнастику для язычка.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.
3. Арт-терапия - это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психическое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
• сказкотерапия;
• куклотератия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия);
• смехотерапия;
• ароматерапия;
• цветотерапия (хромотерапия).
Я хочу вам предложить рассмотреть некоторые из них:
• Мнемотехника
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника помогает в развитии :
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т. к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т. е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи :
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование ватными палочками;
• ниткография;
• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Большой популярностью у детей пользуется «Коллаж».
Это коллективная работа. Она позволяет одновременно решать ряд важных задач:
- развитие творческих способностей
-речевой активности
-мышления
Креативная игротерапия (песочная терапия и игры с крупами).
Песочная терапия и игры с крупами способствуют:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Игры с песком - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства, ребенок говорит о своих ощущениях. У ребёнка возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными.
Варианты возможных игр:
• создание отпечатков ладоней, кулаков;
• скольжение ладонями по песку;
• сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
• рисование узоров на песке;
• закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения этих предметов.
Игры с крупами - отличный и увлекательный вид игр с детьми.
Лучше начинать с манки-эта крупа чистая, мелкая, и если ребенок возьмет ее в рот, то ничего страшного не произойдет (подавиться или засунуть ее в нос или уши-сложно). Затем можно перейти на игры с кукурузной крупой и дальше использовать фасоль, рис, гречку.
• «Щепотка»Берем «щепотку» манки и на чистом подносе делаем маленькие звездочки. Суть данного упражнения заключается в том, что ребенок расслабляет и напрягает, расслабляет и напрягает мышцы пальцев. Упражнение очень хорошо срабатывает для гиперактивных детей.
• «Пересыпание»- ложкой в контейнеры
• «Найди игрушку (картинку)»
• «Делаем дырочки»- Насыпаем на поднос манку, делаем дырочки в манке, дуя в трубочку.
На мой взгляд, использование игр, будь - то песок, крупа, какие - то камушки, ракушки, палочки, в общем, различный природный материал, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционной работе.
4. Здоровьесберегающие технологии :
• Су – джок терапия:
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма.
Использование массажера Су-Джок у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет мне не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Практикую данную технологию со старшей группы, применяю её как в индивидуальной, так и подгрупповой форме для развития всех компонентов речи:
• Кинезиологические упражнения – это комплекс движений для развития мышц руки и позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие через определённые двигательные упражнения.
Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, улучшить мышление.
Данный метод работы практикую в подготовительных группах. Изначально задания вызывали у детей затруднения, они путались в позах рук, торопились, но после систематического применения упражнений стал заметен положительный результат, движения стали уверенные, безошибочные, дети с удовольствием стали сами придумывать комплексы упражнений и использовать их между собой, в парах (Лезгинка, Упражнение "Ухо – нос", «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Погладь-похлопай»).
Также совместно с воспитателями ввели кинезилогическое «рисование».
Детям дается шаблон, который нужно раскрасить двумя руками одновременно. Работу нужно начинать с дорисовывания простых линий и точек, а потом переходить на круги, спирали, волнистые линии. Когда дети поймут технику дорисовывания простых шаблонов, им предлагаются сложные шаблоны, где нужно отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты, после переходим на рисование букв и предметов двумя руками одновременно. Упражнения можно проводить индивидуально или коллективно
5. Игровая технология
Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч, перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.
6. Технология сотрудничества с родителями.
Хочется обрести в лице родителей помощников, союзников. Работу веду в тесном контакте с родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома. Стараюсь заинтересовать родителей, активно включить их в воспитательно - образовательный процесс группы. Проводим дистанционно консультирование родителей (индивидуальное и групповое, используем родительские уголки, информационные стенды, листы - памятки для родителей;
В настоящее время педагогический коллектив ДОУ активно применяет в работе инновационные технологии, которые оптимально соответствуют повышению качества образования и развитие личности ребенка – дошкольника
Я твёрдо уверена; всё, что окружает ребёнка в детском саду и дома-в семье, это инструмент его развития.
Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых форм работы помогает организовать занятие интереснее и разнообразнее, превратить нашу работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объеме.