Татьяна Рязанова
Использование инновационных технологий для развитие речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.
Публикация «Использование инновационных технологий для развитие речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В своей работе мы используем инновационные технологии по развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Здоровье сберегающая технология.
Включает в себя
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, которая играет большую роль в развитие речи.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж, .
3. Коррекционные технологии : сказкотерапия (сочиняют сказки, рисуют, лепят – развивают мелкую моторику рук и речь.
Технология легоконструирование.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО-ребенок учиться творчеству, созиданию.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе.
Игровая технология.
Можно использовать в любых режимных моментах.
Игровая технология применяется для развития умения составлять описательные рассказы можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию»,«Волшебный мешочек», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая, рыжая, пушистая.
Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников, позволяют детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания.
Технология моделирования.
Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.
Детей обучают составлению предложений:
• по предметным картинкам
• по сюжетным картинкам
• по демонстрируемым действиям
• по опорным словам
Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.
Мнемотаблицы помогают детям в заучивании стихотворений, загадок.
Описание предметов
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
•величина;• цвет• форма
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит?
• за что нравится (не нравится?
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
Проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
Отметить особенности композиционного фона картины,
Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Компьютерная технология.
В работе можно использовать различные компьютерные презентации:
- для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн,
- артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений.
-автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах,
- работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. На занятиях можно использовать презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, презентации с заданием различить голоса животных.
Для сочинения рассказов по картинке.
Это задание можно выполнить 3-мя способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец).Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.