Приложение МААМ

Проект «Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности»

Екатерина Малышева
Проект «Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности.

Младший дошкольник по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

Публикация «Проект „Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности“» размещена в разделах

Конечно, в виде игры, но игры поучительной, являющейся ведущей деятельностью в детском саду. Из каждой игры дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и поможет сохранить жизнь и здоровье. Для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дошкольники легко вовлекаются в игровую деятельность, направленную на формирование основ безопасного поведения. Если с детьми играют систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении, вступают в сотрудничество, избавляются от страха перед опасными ситуациями. Поэтому при формировании основ безопасности особый акцент я ставлю на применение современных игровых технологий.

Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о безопасном поведении дома, на улице, в природе. Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования компетенций безопасного поведения у дошкольников.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной игровой активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие игровую деятельность детей и повышающие её результативность.

Реализуя в образовательном процессе игровые технологий, я опираюсь на следующие дидактические принципы:

1. В игре работаю па паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;

2. Через игру стимулирую познавательную активность детей, «провоцирую» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;

3. Использую и обогащаю жизненный опыт детей.

Игровая педагогическая технология позволяет мне организовать процесс обучения основам безопасного поведения в форме различных педагогических игр: дидактических, сюжетно-ролевых, игры-драматизации.

Дидактическая игра, представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В группе есть игра «Азбука безопасности». В ходе игры с детьми обсуждаются ситуации, разбираются причины бедствий и как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации. И самое главное, выясняем с детьми как можно избежать таких ситуаций: не баловаться со спичками, не включать самостоятельно утюг, газовую плиту, быть осторожным в играх с мелкими предметами и т. д. Игра выполнена в форме лото.

В игре «Учим дорожные правила», дети знакомятся с проезжей частью, тротуаром, светофором. Ребенок учится понимать, что обозначают различные цвета светофора, как вести себя возле дороги.

Играя в игру «Будь осторожен», ребенок закрепляет как правильно себя вести, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе.

Другой формой работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр с детьми младшего возраста является то, что основным побудителем ребенка к действию выступает общение со взрослым.

В качестве первого шага педагог совершает игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку» везёт на машине, переводит через дорогу и т. д. Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого.

В ходе игры детям наглядно объясняется как вести себя, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных ими самими. Дети, исполняя роли водителя, который уступает дорогу пешеходам, мамы, которая варит суп у горячей плиты, реализуют возрастную потребность самостоятельных действий «понарошку» и вместе с тем отрабатывают азы безопасности.

Обучение младших дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у них таких важные качеств, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний.

В сюжетно-ролевой игре «Поездка в автобусе», обыгрываем разные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляя остановки, кондуктор продает билеты, пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами, вежливо обращаются друг к другу. («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти», уступают место маленьким и пожилым людям. Закрепляют такое правило: в транспорте вести себя надо тихо, разговаривать негромко. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

В сюжетно-ролевой игре «Больница» закрепляем свои знания о травмоопасных ситуациях, навыки безопасного передвижения, умение обращаться за помощью. Так в непринужденной, игровой форме дети осваивают основы безопасности.

В начале года я чаще беру на себя главную роль, играю с детьми индивидуально. Внимание детей к игре вызываю с помощью внесения образных игрушек, атрибутов к играм «Водители», «Автобус», «Путешествие в лес» и т. п. Затем организую игру небольшими группками по 2-3 человека. Использую приём параллельной игры. Предлагаю детям: «Мы с Серёжей будем водителями, а Маша и Катя – мамами, которым нужно перейти со своими детками через дорогу. Маша, как ты поведёшь свою дочку? А ты, Катя? Серёжа и я сейчас остановим свои машины перед пешеходным переходом, а вы пройдёте». В общении с детьми активизирую новые способы решения игровой задачи по обучению безопасному поведению, уточняю имеющийся жизненный опыт. «Петя, ты видел на улице, на какой сигнал светофора машины останавливаются?»

Особое внимание уделяю моделированию игровой среды, которую строю с учётом требований образовательной программы, уровня развития детей, их интересов, половых различий. Игровая среда в группе динамична, безопасна. Атрибуты сюжетно-ролевых игр располагаю в легкодоступном для детей месте.

В качестве ещё одной формы игровой технологии при формировании основ безопасности я использую игру-драматизацию. В младшем возрасте дети знакомятся с потешками, сказками, произведениями, которые носят предупредительный характер: «Тили-бом! Тили-бом.», «Жили у бабуси…», «Колобок», «Волк и козлята» и др.

Эти произведения дети с удовольствием прослушивают, проговаривают, а при наличии соответствующих атрибутов начинают активные действия с ними. Так, в сказке «Колобок» дошкольники с удовольствием действуют в ролях Колобка, зайца, волка, медведя и лисы. При этом у детей вырабатывается чувство эмпатии, сопереживания Колобку, которого съела лиса. В этом случае взрослому следует предложить детям оценить действия главного героя сказки: следует ли так поступать или нет? Можно совместными усилиями предложить путь спасения для Колобка и ещё раз разыграть сказку с новыми условиями. В этом случае ребёнок не только получает урок правильного поведения, но и усваивает способ выхода из неблагоприятной ситуации.

В заключении хочу сказать, что дети – самые беззащитные граждане нашей планеты. Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях, планомерно накапливать опыт безопасного поведения. И эта ответственная миссия возложена обществом на нас с вами – педагогов, а оценка тех усилий, которые мы приложим – наши жизнерадостные и здоровые детей.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формировании здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Духовно-нравственный проект. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культуры посредством игровой деятельностиДуховно-нравственный проект. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культуры посредством игровой деятельности «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Интеллектуально-познавательная деятельность как условие формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного "Интеллектуально - познавательная деятельность как условие формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста" Пояснительная.

Использование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании основ безопасностиИспользование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании основ безопасности Актуальность безопасности детей во все времена стоит на первом месте. В свою очередь для того чтобы развивать умение анализировать, предугадывать.

Методическая разработка «Социально-коммуникативное развитие», раздел формирования основ безопасности для детей средней группы Асмик Давтян Методическая разработка "Социально-коммуникативное развитие", раздел формирования основ безопасности для детей средней группы.

Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаёт и отношение к природе носит.

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии Сегодня перед начальной школой стоит сложная задача - воспитывать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно.

Взаимодействию ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни 1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию опыт моей работы по Взаимодействию ДОУ и семьи, как условие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности»
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 18:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Малышева (УИ 905872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД