МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования гармонично развитой личности детей раннего возраста

Татьяна Злыдникова
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования гармонично развитой личности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические условия эмоционального развития

детей раннего возраста

Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы.

От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

Эмоциональная сторона является одной из определяющих в дошкольном возрасте.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны: эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность, проявление эмоций, что постепенно сменяется большой адаптивностью.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования гармонично развитой личности детей раннего возраста» размещена в разделах

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Под средой развития в ДОУ понимается организация пространства, использование оборудования и другого оснащения в целях психологического благополучия ребенка.

Для выполнения этой задачи необходимо определить психолого-педагогические условия, влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ.

К ним относятся:

1. Эмоционально-поддерживающий компонент среды (т. е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности).

2. Эмоционально-настраивающий компонент среды (или внешняя обстановка: цветовое решение, удобство мебели и пр.).

3. Эмоционально-стабилизирующий компонент среды (режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группы ДОУ).

4. Эмоционально-активизирующий компонент среды (разнообразие занятости детей: игры, занятия, сюрпризные моменты).

5. Эмоционально-тренирующий компонент среды (проведение психологических упражнений с детьми).

1. Эмоционально-поддерживающий компонент среды

Взрослый - родитель, воспитатель - организует эмоциональную поддержку в процессе жизнедеятельности ребенка. Взрослый отвечает за эмоциональную наполненность жизни ребенка.

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе раннего возраста, педагогу необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание и т. д.

Какие педагогические цели должен предусматривать педагог?

На 1-ом этапе - адаптации ребенка к ДОУ:

•установление эмоционального контакта с ребенком;

•вовлечение его в происходящее вокруг событие: «Оля, посмотри на меня», «Подойди ко мне, пожалуйста», «Покажи игрушку» и т. д. ;

2. Эмоционально-настраивающий компонент среды

При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.

Цветовое решение: в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно позаботиться об эстетике окружающей обстановки - в спальне, раздевалке и т. д.

Музыкальный фон: в группе создает соответствующая музыка, не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли ему пользоваться индивидуальным полотенцем, шкафчиком для одежды, не слишком ли тугой в умывальной комнате кран, разнообразны ли игрушки и т. д.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желание участвовать в совместной игре, воспитатель использует игровые двигательные модули, игровую жилую комнату, центр развивающих игр.

Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, в центре «песок-вода», в уголке изобразительного искусства. При организации игр в центре «песок-вода» ставится задача снятия эмоционального и психического напряжения. Малышу предлагаются познавательные игровые ситуации, но в процессе погружения в эти ситуации - преодоление сопротивления воды, хлопанье по воде, сжатие песка в кулачок, ссыпание его между пальцев происходит снятие эмоционального напряжения, переключение с одного настроения на другое, укрепление позитивного настроения.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние.

3. Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие в окружающей обстановке (семье, детском саду) стабильности, порядка, привычных режимных моментов.

Организация детского сна: сну уделяется особое внимание. Ребенок ясельного возраста должен спать не менее 14 часов в сутки. Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, плохое настроение, часто свидетельствует о том, что ребенок недосыпает. Малыш становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит. Поэтому не рекомендуется вступать в противоречие с законами физиологии.

Питание детей: В качестве средства профилактики психоэмоционального напряжения прием пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма. Для этого должна звучать спокойная музыка, неплохо чтобы были установлены декоративные фонтаны, аквариумы или мониторы с меняющимися изображениями пейзажей.

Физическая нагрузка: является лучшим средством для снятия нервного

напряжения.

Водные закаливающие процедуры: эффективно воздействуют на

психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс. Важно чтобы детям нравились эти процедуры. Полезно детям принимать теплые ванночки для рук. В ванночки наливается теплая вода и предлагается детям купать игрушки из мягкого поролона, стирать кукольную одежду. Неплохо в воду добавить ароматные масла, обладающие успокаивающим действием (ромашкового, лавандового, мятного). Но об этом лучше посоветоваться с врачом, нет ли у ребенка аллергии на эти травы. Хороший эффект дают теплые ножные ванны перед дневным сном.

В раннем возрасте у детей довольно часто проявляются эмоции страха: боязнь новых предметов (например: пылесоса, кресла и т. д.).

В последние годы появились исследования, которые указывают на то, что эмоциональное развитие детей, которые провели больше года с одним воспитателем, было более благополучным, чем у детей, у которых часто менялись воспитатели в группе. Это, очевидно, противоречит потребностям детей в длительных отношениях со стабильным воспитателем. Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствует устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.

4. Эмоционально-активизирующий компонент среды

Активизация эмоционального состояния происходит или при «радости узнавания», или при встрече с чем-то новым, интересным, (но не пугающим).

Е. Е. Кравцова отмечает «Нашим современным дошкольникам катастрофически не хватает праздника - того, что порождает новые эмоции». Их количество никак не может покрыть детские потребности. Должно быть больше «сюрпризных» моментов, т. е. таких игровых действий, которые радуют малышей, поэтому воспитателю необходимо целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально чувственной сферы малышей. К таковым играм относятся:

•Игры с детьми на накопление эмоций. Цель: создавать

положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей. Игры: «Давай познакомимся», «Подружились»,

«Догонялки», «Танцуем вместе» и другие.

•Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми. Игры: «Подойди ко мне», «Покажи игрушку», «Плакса-вакса», «Посмотри на меня» и т. д.

•Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: помочь детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов. Игры: «Жмурки», «Прятки», «Мячики», «Птичий двор», «Неваляшки» и другие.

•Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: помочь детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться. Игры: «Мыльные пузыри», «Поймай зайчика» и другие. А также лечебные игры - погладить, коснуться друг друга пальчиками рук, щечками и т. д.

•Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения

понимать чувства и состояния других людей, способность сопереживать, сочувствовать. Игры: «Угадай, кто пришел?»,

«Проведи зайку через мостик», «Серенькая кошечка», «Зеркало» и др.

Нельзя забыть и о терапевтических функциях игры. Метод организации игротерапии для детей, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами. Цель игротерапии заключается в том, что через созданные игровые ситуации донести до сознания ребенка мотивы его собственных действий, конфликтов и т. д. Стоит соблюдать требования к организации помещения для игротерапии: безопасность организации пространства, «уголок уединения», комфортная обстановка, наличие специальной мебели и разнообразных игрушек.

5. Эмоционально-тренирующий компонент среды

Основное содержание данного компонента - формирование навыков эмоциональной регуляции. В раннем возрасте эмоции в основном зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются. Психогимнастика представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи:

•фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;

•подражательно воспроизводить чужие эмоции;

•фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях, как проявлениях этих эмоций;

•анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;

•повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях;

Перечень изученной и используемой методической литературы.

1. Научно-педагогический журнал «Детский сад от А до Я».

2. Эмоциональное развитие дошкольника. - А. Д. Кошелева.

3. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - В. Г. Алямовская.

4. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста (из опыта работы Московских педагогов) - Л. Н. Зубкова, Н. А. Харитонова. Самые маленькие в детском саду.

5. Воспитание двухлетнего ребенка. - Т. А. Гармаш.

6. Вопросы детской психологии. - Л. С. Выготский.

7. Знаем ли мы тебя малыш? - В. П. Дубрава.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Цель: Расширить представления педагогов и родителей о разнообразии здоровьесберегающих технологий, показать на практике использование методик.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе образовательной деятельности Справка по итогам тематического контроля «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе образовательной деятельности».

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников я использую в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии и методики, которые.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы воспитателя) Из опыта работы воспитателя Белоконевой Л. Н. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Состояние.

Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду, так как, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия и использования.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ». Аннотация: данный мастер – класс раскрывает некоторые.

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования гармонично развитой личности детей раннего возраста
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 08:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования гармонично развитой личности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Злыдникова (УИ 396859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД