Оксана Малышева
Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
На протяжении истории Российского государства содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой ценностный отпечаток. В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду» размещена в разделах
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс мы включили видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Так же в своей работе мы активно используем компьютерные презентации, разработанные в программе PowerPoint, поскольку компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.
Занятия по ознакомлению детей с историей и культурой России, проводимые в нашем дошкольном учреждении с использованием ИКТ, подразумевает три этапа: докомпьютерный, компьютерный и посткомпьютерный. На докомпьютерном этапе педагоги активизируют внимание детей, вводят их в тему, стимулируют познавательный интерес; на компьютерном этапе осуществляется работа с электронными ресурсами; на посткомпьютерном – подводятся итоги работы, снимается напряжение, организуются различные игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.). Приобретенные краеведческие знания уточняются и обогащаются средствами музейной педагогики.
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т. д.
Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов нашего детского сада в области теоретических основ и практических методов нравственного воспитания дошкольников так же разработаны обучающие семинары на основе презентаций.
Литература
1. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 05.11.08.
3. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.