Светлана Верясова
Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада
▼ Скачать +Заказ
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна в наши дни.
Новое время выдвинуло очень актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то дошкольные учреждения применять новации, как правило, не спешат или не могут в силу отсутствия необходимых средств.
Публикация «Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада» размещена в разделах
Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером уровень их интеллектуально-творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Современные подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, появление инновационных разработок в области логопедии вызывают насущную необходимость в повышении квалификации учителей-логопедов.
Коррекция недостатков речи детей требует планомерных, систематических занятий в течение продолжительного времени. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.
Использовании ИКТ на занятиях в логопедической группе детского сада позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Таким образом, использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, служит способом оптимизации процесса формирования фонетически чистой, грамотно оформленной связной речи, как устной, так и письменной.
Для использования компьютерных технологий необходимы :
- основы компьютерной грамотности, знание психолого-педагогиxеских методик использования компьютерной техники в дошкольном учреждении;
- санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в дошкольном возрасте;
- технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
Итоги моей инновационно-профессиональной деятельности по данной теме:
- приобрела навыки работы на ПК, используя программы : Microsoft Office 2003 (Word-текстовый редактор; PowerPoint-программа для создания мультимедийных презентаций; Internet Explorer);
-апробировала инновационную технологию серии «Учимся и оздоравливаемся», А. Сметанкина «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»).
- провела Мастер-класс для воспитателей и родителей по данной проблеме:
* «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает».
* «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером».
* «Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения».
- систематизировала практический материал по данной проблеме:
* Интернет- ресурсы (детские презентации).
*Мультимедийный диск «Домашний логопед».
*Развивающие компьютерные игры «Доктор Айболит», «Жужжалочка» и другие.
- разработала памятку для родителей по использованию компьютера ребёнком.
Для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой, накопила личный опыт по практическому использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ, научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете (https://www.logoped.ru; http //www. loqoped. orq; https:// https://www.logopedia.ru; https://https://www.logopunkt.ru; https:// festival .1september.ru; https://doshkolnik.ru/; https://www.solnet.ee;https://ivalex.vistcom.ru/; https://www.volchi.ru).
Также в своей деятельности использую медиа-ресурсы, способствующие развитию речи детей, компьютерные игры, видеозапись индивидуальных занятий «Ребёнок в ДОУ и семье», мультимедийный диск «Домашний логопед», DVD фильм «Как помочь малышу красиво говорить».
В активе моей работы регулярно используются следующие информационно-коммуникативные технологии :
-инновационная технология А. Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье», предназначенная для групповой и индивидуальной работы, что позволяет включать в работу все анализаторные системы, повышая эффективность логопедической работы;
-демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому мною материалу (обследование, антонимы, «Чей звук?», «Жужжалочка», игры со звуками и др.);
-коррекционно-развивающие игры с использованием детского игрового компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.
В результате проводимых коррекционно-развивающих игр через детский развивающий компьютер дается возможность :
• повышать речевую мотивацию;
• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;
Файлы у меня систематизированы по следующим блокам:
• диагностика (анкеты, тесты);
• отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);
• текущие документы: конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);
• работа с родителями (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).
В работе использую различные программы :
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты);
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса.
Должна заметить, что, к сожалению, очень мало практических материалов, которые может использовать педагог при работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей-дошкольников.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.