Оксана Проскурина
Коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников средствами информационно-компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми является решающим фактором развития личности ребёнка, нельзя недооценивать и роль взаимодействия ребёнка со сверстниками. К старшему дошкольному возрасту ребёнок всё чаще предпочитает общество сверстника, а не взрослого.
От характера отношений ребёнка со сверстниками во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Дефицит взаимодействия со сверстниками приводит к задержке социального развития, трудностям во взаимоотношениях.
Публикация «Коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников средствами информационно-компьютерных технологий» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Исследования Я. Л. Коломенского, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной указывают на зависимость от характера отношений ребёнка со сверстниками эмоционального самочувствия детей, а также изменяемости содержания и обоснования выборов детей. Увеличивается структурированность детского коллектива, одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.
Одной из причин изменения характера и атмосферы взаимодействия старших дошкольников со сверстниками является наличие в коллективе детей с гиперактивным поведением. По мнению отечественных и зарубежных исследователей частота таких нарушений детского поведения и развития сильно возрастает и определяется типом сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ – это биопсихосоциальное расстройство, которое сопровождается у старших дошкольников в значительной части случаев нарушением функционирования внимания, являющегося древней, жизненно важной функцией, важнейшей составляющей сознания, а также отклонениями в поведении и импульсивностью. Современные методы визуализации мозга свидетельствуют о наличии при СДВГ у детей многочисленных сложных системных отклонений в связности между различными отделами мозга, чем можно объяснить множественность форм СДВГ, характеризующихся «минимальной дисфункцией мозга», к которой приводят причины органического, генетического, нейрофизиологического и социального характера, а также осложнения в пре-, пере- и постнатальный периоды. По мере взросления ребёнка без проведения коррекционно-профилактической работы, гиперактивность может значительно регрессировать, но нарушение внимания различной степени и проявления импульсивности трудно поддаются контролю и могут сохраниться из-за необратимости сформировавшихся системных изменений мозга. Такие изменения приводят к дезадаптации, затрудняющей у детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе.
Поведение гиперактивного ребёнка зачастую вызывает негативное отношение к нему находящихся рядом с ним взрослых и детей. Отверженность ребёнка педагогами, сверстниками может стать причиной агрессивного поведения, а импульсивность, присущая ему, порождает множество конфликтов с детьми. Одним словом, в детском саду гиперактивный ребёнок ощущает себя изгоем и взаимодействие с ним носит специфический характер. Поэтому необходимы специальная стратегия и тактика взаимодействия с такими детьми как, сверстников, так и воспитателя.
Важно, чтобы воспитатели и сверстники старшего дошкольника постарались принять его таким, какой он есть, создавая вокруг него атмосферу безопасности, комфортности. В ситуации общения с гиперактивным ребёнком будет уместным и актуальным формирование у детей – сверстников умения контактировать, сотрудничать, развивать доброжелательное отношение, актуализирующее положительные эмоции у старших дошкольников.
Одной из стратегий в работе с детьми с СДВГ может стать коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей в условиях ДОУ с использованием ИКТ технологий.
Реализуя спланированную работу в группе детского сада, воспитатель может опираться на помощь детей – сверстников ребёнка с СДВГ, которые становятся так называемыми «ко-терапевтами». Как правило, это дети, имеющие достаточный авторитет в глазах гиперактивного ребёнка и способные помочь ему сформировать тот или иной навык.
Выполняя интерактивные задачи, гиперактивные дети, используя ИКТ технологии, могут глубже погрузиться в предложенные им игры. Сосредоточение внимание на интересных особенностях и увлекательных игровых моментах обучающего и развивающего материала ИКТ способствует включению у дошкольников устойчивого непроизвольного внимания. У детей появляется возможность самостоятельно устанавливать и контролировать режим собственной игровой деятельности, при этом чувствовать личную ответственность за конечный результат игры. У детей с СДВГ развивается умение самостоятельно, разумно, взвешенно мыслить и принимать обдуманное решение. Использование ИКТ технологий способствует развитию и проявлению у детей чуткости, внимательности и терпения к сверстникам, а также обучению детей конструктивному подходу разрешения конфликтных ситуаций, с использованием вербальных и продуктивных способов через решение проблемных ситуаций.
Информационные технологии позволяют развивать у гиперактивных детей дефицитарные функции: внимательность, состояние спокойствия и отсутствие импульсивности. Реализация задач по здоровьесбережению детей с СДВГ через использование информационных технологий, проводится в нескольких направлениях. Погружение детей в атмосферу леса, летнего утра или увлекательной прогулки, во время занятий игровым стретчингом, через растяжки для оптимизации тонуса мышц, используя интерактивную доску. Показы дошкольникам различных презентаций на разных этапах работы: обсуждение правил поведения в группе ДОУ; показ и обсуждение форм взаимодействия сверстников друг с другом, способов решения конфликтных ситуаций; знакомство с новыми играми; поэтапное выполнение игровых заданий. Проведение с помощью ИКТ физкультминуток: задорные динамические паузы; зарядка для глаз; пальчиковые игры «Колечко», «Лезгинка», «Ухо–нос». Выполнение игровых заданий на развитие концентрации внимания: «Собери пазл», «Найди фигуру», «Чайничек с крышечкой». Выполнение дыхательных упражнений с использованием фонового решения на интерактивной доске. Решение с помощью ИКТ проблемных, конфликтных ситуаций «Кто прав?», «Твой совет», «Как бы поступил ты?». Часто гиперактивные дети талантливы, любознательны, их увлекает работа со сказкой. Для этого с помощью информационных технологий используется моделирование детьми сказок; выбор из предложенных рисованных вариантов благополучного, доброго окончания сказки.
Таким образом, работа с гиперактивными дошкольниками, основанная на информационных технологиях, даёт возможность существенно понижать у детей с СДВГ высокую выраженность по таким показателям, как импульсивность, невнимательность и гиперактивность, а также помогает развивать у детей умение общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности, согласовывая свои желания с мнением других детей. Дети научаются регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.