Яна Петрова
Использование иллюстративного рисования в развитии изобразительного творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы моей статьи заключается в том, что изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития ребёнка, поэтому художественно-эстетическое развитие является частью образовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Использование иллюстративного рисования в развитии изобразительного творчества старших дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
В настоящее время в педагогическом процессе для формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста существуют различные пути, методы и приемы обучения детей рисованию. И одним из интересных путей формирования изобразительных умений у детей является иллюстрирование сказок.
На НОД по иллюстрированию происходит активизация всех творческих способностей и изобразительных возможностей ребенка, в выполняемых работах демонстрируется уровень развития воображения, фантазии и эмоционального созревания.
На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.
Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.
В процессе иллюстративного рисования у старших дошкольников совершенствуются изобразительные умения и навыки. Дети учатся реалистично изображать человека и животных в различных позах, передавая соотношение их фигур по размеру. Ребята более обстоятельно продумывают композицию рисунка - размещают объекты на ближнем и заднем плане, соответственно изменяя их величину. К шести-семи годам, дети самостоятельно выбирают цветовое решение композиции. В подготовительной группе на НОД традиционно отсутствует образец воспитателя. Это касается и рисования по мотивам сказок. Ведь, в этом возрасте ключевую роль играет развитие творческой фантазии, поэтому ребенок не должен иметь перед глазами шаблон для изображения.
К подготовительной группе у дошкольников уже сформированы изобразительные навыки. Однако воспитатель по-прежнему на НОД уделяет внимание технике пользования основными инструментами. Отметим, что показ действия в этом возрасте применяется крайне редко, ведь, дети не осваивают новых приемов. Рисунки по мотивам сказок предполагают тщательно продуманную композицию. Прежде всего, ребенок должен определиться с ориентацией листа бумаги - в зависимости от выбранного эпизода он располагается вертикально либо горизонтально, а все это, влияет на развития творческого воображения. Ребенок сам определяет, где и как он нарисует героя литературного произведения.
Создание детьми изобразительного образа требует понимания и анализа литературного произведения. Иллюстрации не самостоятельны по сюжету, поэтому ребенку, чтобы точно передать особенности сказки в иллюстрации необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения. Создавая иллюстрации, дети, прежде всего, должны стремиться отразить в них содержание, художественные образы произведения. Для этого им необходимо выбрать характерный сюжет, решить композиционные и другие изобразительные задачи, научиться использовать средства художественной выразительности в рисунке, а так же развить свое воображение.
На примере НОД по иллюстрированию русской народной сказки «Гуси-лебеди» можно проследить результативность метода иллюстративного рисования.
Перед НОД велась предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди», просмотр иллюстраций к сказке, беседа по сказке.
Детям показывались иллюстрации, и мы спрашивали, узнали ли они сказку. Вспоминается последовательность сюжета в сказке. С детьми рассматривалась одежда, атрибуты из сказки. Нами было предложено детям нарисовать любой эпизод из сказки «Гуси - лебеди». Особое внимание уделялось композиции и пропорциям. Дети с увлечением принялись рисовать. По ходу занятия то и дело возникали вопросы: «А тут как рисовать?», «Какой лучше выбрать фон?», «Как нарисовать, что Машеньку с братцем речка спрятала?»и т. д. Таким образом, дети узнавали новые возможности изображения, учились передавать свой замысел в рисунке. По ходу НОД дети давали эмоциональную характеристику персонажам сказки. После НОД мы рассмотрели и отобрали часть рисунков, разложили их в той последовательности, в какой происходят события в сказке. Была организована выставка работ в группе. Проводился анализ работы с детьми и оценка деятельности.
Наша главная задача, создать комфортную, благоприятную атмосферу для сплочения коллектива детей, возникновения желания помощи друг другу, взаимодействия детей друг с другом. Используется похвала, обращенная всем детям группы. («Молодцы! У вас получились очень красивые иллюстрации»).
В процессе использования иллюстративного рисования, мы наблюдаем качественные изменения в детских работах: дети правильно строят композицию, они выбирают разнообразные цвета, с интересом выполняют предложенное задание. Рисование выполняется детьми без затруднений. Работа проводилась с применением педагогической поддержки детей, с учетом принципов систематичности и последовательности.