Наталья Кравченко
Использование детского исследования в развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование детского исследования в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.
Публикация «Использование детского исследования в развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Детская исследовательская деятельность соответствует ФГОС, она расширяет кругозор, учит наблюдать, экспериментировать, искать информацию, планировать, защищать полученные результаты.
В своей работе с воспитанниками я использую метод А. И. Савенкова. На первом этапе я знакомлю детей с «техникой» проведения исследования. Чтобы выбрать тему исследования, создаю проблемные ситуации ( например: почему снег скрипит). Затем учу выдвигать гипотезу. Дети отвечают на вопросы: Что они знают по данному вопросу? Как думают решить проблему? Как можно проверить ее? Вместе с детьми составляем план. Для этого дети пользуются карточками маленького исследователя : «подумать», «спросить у другого человека», «посмотреть в компьютере». После составления плана дети приступают к исследовательской деятельности. Вместе с детьми добываем информацию из книг, энциклопедий, проводим наблюдения, опыты, эксперименты, фотографируем, оформляем лэпбуки. Ежедневно в дневнике наблюдений мы фиксируем все что нового, интересного узнали дети, анализируем, обобщаем и делаем сообщение. Вопросы – основа исследовательской деятельности. Поэтому в совместной деятельности использую вопросы, которые побуждают к сравнению, к установлению сходства и различия.
На втором этапе я организую с детьми самостоятельные исследования. Для этого у каждого ребенка имеется папка исследователя, на которых дети с помощью символических записей (рисунков, схем) отмечают изученное и рассказывают о своих исследованиях. Для самостоятельной исследовательской деятельности предлагаю детям карточки – помощницы (схемы проведения опытов). Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. В своей группе я проводила с детьми исследования на тему «Что такое снег», «Эти загадочные звезды», «Наша планета Земля», «Семена на снегу», «Откуда пришла книга и зачем она нужна людям».
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий, участвуют в конкурсах различного уровня.
Я пришла к выводу: исследовательская деятельность - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.