Саакян Армида
Консультация для родителей «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№6»
Предгорного муниципального района Ставропольского края
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе
Автор-составитель:
учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад №6
Саакян Армида Николаевна
Публикация «Консультация для родителей „Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Они являются дополнительной мотивацией обучения и развития детей, так как каждый ребёнок мечтает прикоснуться к компьютеру. Занятия в детском саду должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
• Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
• Обучение грамоте– формирование навыков фонематического анализа.
• Формирование зрительно-пространственных отношений.
• Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
• Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
• Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т. е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.
Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.
Вниманию родителей представлен стенд “Сегодня изучаем”, где они могут ознакомиться с темой и целями занятий на неделю, пальчиковой гимнастикой и подвижной игрой с речевым сопровождением.
В помощь родителям предлагаем презентации “Артикуляционная гимнастика”, где предложены упражнения с речевым сопровождением на разные группы звуков (начальный комплекс, свистящие, шипящие, соноры)
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет учителю-логопеду, воспитателю логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
Коррекционная работа учителя-логопеда начинается с логопедического обследования детей. Для того чтобы заинтересовать ребёнка предлагаем некоторые задания в виде игры, например “Где сидит зайка”, “Избушка”. Результаты обследования заносим в таблицы, получаем уровни речевого развития детей.
Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе Power Point в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада.
На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, речевых развлечениях используем мультимедийные презентации по лексическим темам. Например, по лексической теме “Пофессия”. На слайде представлено письмо и сказочный герой. Детям предлагается сказать, кому пришло письмо. Следующее задание, детям пришла посылка, а вот что в ней они узнают, если правильно составят слова из слогов.
Разрабатываем конспекты занятий, развлечений с использованием презентаций. Например, лексико-грамматическое занятие “Давайте поиграем”. Детям предлагается книга с иллюстрациями о зиме и заданиями, которые они должны выполнить. Или развлечение “Путешествие в зимний лес”, где дети отправляются в гости к Зиме, с помощью презентации они оказываются в зимнем царстве, и выполняют различные задания. На слайде следы лисы, Зима предлагает детям отгадать с помощью загадки чьи же это следы, а затем играют в игру “Заяц”. На следующем слайде тройка лошадей, на которых детям предложено вернуться назад в детский сад. На подгрупповых и индивидуальных занятиях используем (фрагментарно) дидактические игры.
Для развития фонематического восприятия разработаны такие игры как “Отстучи ритм”, появляется картинка с изображением снежинок расположенных с разным интервалом, ребёнок, посмотрев должен отстучать ритм. Снежинки появляются в порядке усложнения отстукивания ритма.
“Найди пару” – на слайде круг, разделённый пополам, на одной стороне закреплены картинки, ребёнку предлагается к каждой картинке подобрать пары близкие по звучанию..
Игра “Чего не стало?” – детям предлагается рассмотреть, зверей. Правильно произнести названия животных, запомнить, где какая игрушка висит. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется, дети открывают глаза, смотрят и говорят, чего не стало.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, на наш взгляд, эффективность работы логопеда.