Татьяна Каретникова
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе со слабослышащими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе со слабослышащими детьми
Данные современной статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушениями слуха, что обусловливает необходимость всестороннего их изучения с учетом последних достижений науки и практики.
Публикация «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе со слабослышащими детьми» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Снижение слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи. Известно, что глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального коррекционного обучения, а слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Стоит отметить, что наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.
Причиной полной или частичной утраты уже сформированной речи может служить потеря слуха. Затруднение детей в восприятии речи, вызванное нарушениями слуха, ограничивает объем информации, речевого материала, который может быть сообщен ребенком в ходе воспитательного процесса, оказывает влияние на качество этого процесса.
Логопедическая работа при нарушении слуха имеет большое значение, поскольку у слабослышащих детей наблюдаются нарушения речи, связанные с произношением. Логопеды организовывают занятия таким образом, чтобы улучшить артикуляцию ребёнка и добиться естественного произнесения слов и фраз.
Логопедическая работа с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) совершенствует и активизирует коррекционный процесс, создает положительную мотивацию у слабослышащих детей к выполнению умственных и практических действий. Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков у детей с нарушением слуха.
Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных позволяет сделать процесс коррекции речевого развития мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Известно, что при использовании учителем-логопедом в коррекционно-логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у слабослышащих детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Проблема использования информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе с слабослышащими детьми в настоящее время актуальна. Значимость рассматриваемой проблемы и идеи данного исследования стали основанием для выбора темы исследования: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-логопедической работе с слабослышащими детьми».
Цель исследования – изучение особенностей использования информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-логопедической работе со слабослышащими детьми.
Объект исследования – коррекционно-логопедическая работа.
Предмет исследования – использование информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях со слабослышащими детьми.
Гипотеза исследования: Процесс коррекционно-логопедической работы со слабослышащими детьми будет эффективен, если выделены трудности использования информационно-коммуникативных и систематизированы наиболее эффективные компьютерные программы с учетом дефицита слуха детей и требований примерной адаптированной программы для слабослышащих детей.
В соответствии с целью в нашем исследовании для решения поставленной проблемы обозначены следующие задачи:
проанализировать особенности речевого развития слабослышащих детей;
охарактеризовать понятие информационно–коммуникационных технологий и их роль в логопедической работе;
изучить основные направления, задачи и содержание логопедического сопровождения слабослышащих детей;
изучить методики логопедического обследования детей с нарушениями слуха;
разработать логопедические занятия с применением информационно-коммуникативных технологий в работе со слабослышащими детьми;
составить рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в коррекции речи слабослышащих детей.
Теоретико-методологические основы исследования. Проблемой изучения развития детей с нарушением слуха занимались многие авторы, такие как: Н. И. Белова, Р. М. Боскис, Т. И. Васильева, К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова, Л. П. Назарова, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко, М. Е. Козина, И. В. Феклистова, Е. В. Шипилова и др.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической и логопедической литературы; методы работы с научной информацией, метод анализа литературных источников по проблеме исследования, систематизация; обобщение, метод анализа полученных данных.