Наталья Паренькова
Использование ИКТ-технологий в реализации ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 комбинированного вида»
Использование ИКТ-технологий в реализации ОО «Познавательное развитие»
Выполнила:
Учитель – дефектолог, логопед
Паренькова Наталья Викторовна
г. Петропавловск – Камчатский
2017 год
Уважаемые коллеги!
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Публикация «Использование ИКТ-технологий в реализации ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
Это особенно актуально в условиях введения Федерального Государственного Образовательного стандарта и реализации стратегии развития информационного общества.
В реализации Образовательной области «Познавательное развитие» ИКТ – технологии оказывают неоценимую роль, так как:
- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Существует несколько форм применения ИКТ для воспитания познавательной активности дошкольников
1. Презентация (Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Способствует формированию представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.)
2. Фото-экскурсия ( Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.
Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.
Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.)
3. Слайд-шоу (Очень удобно с помощью слайд-шоу проводить родительские собрания, показывать жизнь группы за кадром. Такой способ у детей помогает раскрыть свои творческие умения. Есть дети которые стесняются выступать публично, а такая форма подхода помогает ребёнку постепенного раскрепощения, быть более уверенным в себе. С помощью слайд-шоу удобно представлять результаты работы на методических совещаниях, конкурсах. Представлять итоги реализации проектов, тематических программ.)
4. Интерактивный опорный конспект НОД (Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски позволяет превратить непосредственно образовательный процесс в увлекательную игру. Помогает воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео. Помогает объединить огромное количество демонстрационного и даже раздаточного материала. Это повышает креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.)
5. Познавательный видеофильм (Данную форму можно использовать в разных видах деятельности педагога с детьми. Видеофильмы можно использовать при проведении НОД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т. д. Например, с помощью любимых героев мультфильма "Смешарики", есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах дорожного движения. "Уроки тетушки совы", где дети знакомятся с искусством; "Приключения Юли и Ромы" - уроки безопасности и многое другое.)
6. Видеозагадки (Веселые, игривые загадки знакомят ребятишек с удивительным окружающим миром. Видео загадки, с удовольствием запоминаемые малышами, не только создают внутренний мир детских грез, но и помогают в тренировке памяти, развитии фантазии, ассоциативного мышления и мышления категориями.)
7. Электронные пособия (компьютерные развивающие программы). (Игровая форма программ и наличие обратной связи делают такие занятия привлекательными для детей. Играя, ребенок занят своим любимым делом, ему психологически комфортно, поэтому у него появляется желание выполнить упражнение как можно лучше. Они развивают самостоятельность, уверенность в собственных силах, активность. У детей появляется критичность к проделанной работе, контроль над своей деятельностью, повышается самооценка. Такие занятия формируют мотивацию к учебной деятельности. Увлекательные задания помогают расширять кругозор, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, высокую концентрацию внимания, сравнение, переключение, дифференцированный подход к обучению. Различные по сложности или объёму варианты заданий в программах. Иначе говоря, использование различных компьютерных программ делает работу специалистов более интересной и разнообразной, способствует большей заинтересованности детей.)
8. Комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления и с использованием ИКТ (Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление. Решить эту проблему можно введением анимированных физминуток (гимнастики для глаз). Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза. Упражнения, предлагаемые в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.)
9. Компьютерные игры (Развивающие, обучающие) (развивают мышление ребёнка, учат его самостоятельно выражать свои мысли и чувства. Дети, которые обращаются "на ты" с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.
Компьютерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям интересно, они лучше запоминают материал.)
10. Анимированный кроссворд (используется с целью актуализации и закрепления знаний, привлечения внимания к материалу, также кроссворд является видом зарядки в интеллектуальной форме. Прекрасно развивает не только детей, но и педагогов, так как при создании такого кроссворда осваиваешь много нового и интересного.)
11. Анимированные пазлы (можно отнести к категории дидактических игр, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память, воспитывает усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. По мнению методистов в дошкольном возрасте не уместно подменять реальные пазлы электронными, т. к. это прекрасное средство для развития мелкой моторики.)
12. Тест для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии с компьютерная игрой «Четвертый лишний» (такой тест очень полезен, он тренирует внимание, развивает память и сообразительность. Поможет малышам развивать логическое мышление, научиться рассуждать и делать выводы. Игра может быть использована как популярный тест «найди четвертый лишний». Для занятий дома индивидуально, а также в группах детских садов)
13. Игровой тренинг (Игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в повседневной жизни. Игровой тренинг с помощью ИКТ позволяет более ярко, правдоподобно войти в игровую ситуацию. Использование игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности.)
14. Графическое вокальное упражнение с использованием звуковых файлов (развитие музыкально-слуховых представлений предполагает такие умственные операции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка)
15. Анимированная игровая викторина (позволяет в игровой форме провести проверку знаний, активизирует внимание, память)
16. Обучающие программы (Обучающие программы стимулируют познавательную активность детей. Ребенок с удовольствием, непринужденно получает и усваивает новую информацию, знания. Что делает процесс обучения более эффективным и интересным, как для ребенка, так и для педагога или родителя. Главное в использовании обучающих программ придерживаться рекомендаций.)
17. Интерактивный плакат (позволяет собрать информацию об объекте, придумать и выполнить задания, активизировать все виды внимания)
18. Развивающие, обучающие мультфильмы (Познавательные мультфильмы дают возможность в полной мере раскрыть детям творческий потенциал. Превратите разноцветные брусочки пластилина в удивительных сказочных героев, дети обучатся основным приемам лепки, разовьют мелкую моторику рук, память и пространственное воображение. Мультфильмы вызывают не только желание «творить», но могут нести исторический материал, такой как «Всемирная история - Вавилон.» и др. Обучающие мультфильмы дают возможность в интересной форме познавать новый материал детям.)
19. Эффективная презентация (Тестирование в форме игры позволяет провести проверку знаний, активизировать внимание при индивидуальной и групповой работе.)
20. Игровые тестовые программы (Игровые версии традиционных тестов, составленные в форме игры позволяют активизировать внимание и мыслительную деятельность)
21. Тренажеры (Закрепление материала, проверка знаний)
22. Программа Skype с использованием web-камеры (дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, вариативность проведения мероприятий, использование skype, как прием активизации активности детей, сюрпризный момент, т. д.)
23. Медиасказка (Творческая работа по созданию медиасказк с использованием обычной презентации либо сервиса https://www.photovisi.com позволяет применить широкий спектр возможностей мультимедиа)
24. Плейкаст (Виртуальная открытка сочетает в себе использование продуктов детской деятельности (рисунок, песню, фотографию) и одновременное звуковое, дизайнерское сопровождение)
25. Интерактивная газета (Позволяет объединить усилия взрослых и детей по интересующей теме, где каждый вносит посильный вклад в общее дело)