Алена Галева
Использование игры как средства развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игры как средства развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Отечественные психологи и педагоги советского периода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) всегда уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание. Их исследования показали, что сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности, который определяет развитие всех сторон психики ребенка в данный период его жизни и в рамках которой зарождаются тенденции его дальнейшего развития, появляется на определенной базе. В игре происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Публикация «Использование игры как средства развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Игра как ведущая деятельность имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. В игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения. Однако наиболее существенным является то, что сюжетно-ролевая игра дает эффект общего психического развития.
Игра - это средство обучения, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности [15].
Стоит отметить, что игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.
Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, будучи включенными в игру, длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Благодаря обучению интерес к игре возникает, но оказывается весьма кратковременным, нестойким.
В отличие от нормально развивающихся сверстников дети с интеллектуальной недостаточностью не обнаруживают длительного увлечения, поглощения игрой. Нормально развивающиеся дети пяти, шести лет могут играть в течение часа. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью того же возраста - не более 20-25 минут.
Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является выполнение игровых действий без сопровождения речи. Как правило, они действуют, молча, иногда буквально повторяют слова и жесты взрослого, подражают его мимике и интонации.
Без специального обучения словесная регуляция детей может наблюдаться лишь в форме речевого сопровождения - самой начальной, элементарной форме. Дети оказываются способны только сопровождать собственные действия речью, словесно фиксируя готовый результат.
Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что вплоть до конца пребывания в детском саду у дошкольников с нарушением интеллекта формируется недостаточный объем знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты детских игр являются весьма бедными, не отражают собственного познавательного, эмоционального и личностного опыта. Как правило, они появляются только к концу дошкольного возраста, но некоторые дети так и не поднимаются до уровня сюжетной игры. Они разворачивают короткие цепочки игровых действий, которые также отличаются своеобразием.
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.
Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случайно, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.
Перед учителем-дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен.
Кроме сюжетно- ролевой игры умственно отсталые обучаются дидактическим и подвижным играм. Учитывая потребность детей в движении, можно также широко применять фрагменты подвижных игр.
Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно - ролевым играм, подвижным и дидактическим.
Многие авторы отмечают высокий потенциал дидактических игр в процессе развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
В дошкольном возрасте выделяются три класса дидактических игр:
игры с предметами
настольно – печатные
словесные игры.
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.) [13].
Перед дефектологом ставится задача постепенного введения дошкольников с интеллектуальными нарушениями в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того, чтобы у ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен.
Эффективность использования игр в коррекции внимания у детей с умственной отсталостью обусловлена следующими факторами: необходимость опоры на игровую деятельность как ведущую; возможность комплексного развития психических процессов и свойств ребенка; доступность и вариативность метода для каждого ребенка независимо от степени дефекта; возможность активизации познавательной деятельности; широкая доступность применения наглядных средств; возможность самостоятельного использования родителями в домашних условиях [4].
Важно отметить, что проведение коррекционной работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью с использованием игр осложняется следующими особенностями воспитанников: слабая сформированность игровых навыков; трудности в понимании инструкций, заданий, правил игры; низкий познавательный интерес; неадекватность эмоциональных реакций; отсутствие умения действовать по правилу; потребность в постоянном руководстве взрослого; проявление агрессии к атрибутам игры; необходимость использования специальных методов и приемов из-за недостаточной сформированности речи: развернутое объяснение с показом действия, многократное повторение правил и требований, совместная деятельность взрослого и ребенка, совместное проговаривание.
Игры, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Обзор педагогического опыта по использованию игр в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что, в зависимости от тяжести первичного дефекта, эффективными являются следующие игры : «Который по счету?», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Чем похожи?», «Чем отличаются?», «Кто, есть кто?», «Найди фото», «Кто из какой сказки?», «Кого не хватает?», «Кто лишний в этой сказке?», «Покажи, кто пришел?», «Парные картинки», «Живое домино», «Сложи картинку», «Вершки-корешки», «Будь внимательным», «Домино», «Лото» и аналогичные.
Несомненно, успешному проведению игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с интеллектуальными нарушениями эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, позволил сформулировать ряд выводов, а именно:
дошкольное детство является сензитивным периодом для формирования всех свойств внимания, в том числе, и у воспитанников с интеллектуальными нарушениями;
коррекционная работа, направленная на преодоление таких особенностей внимания дошкольников, как отвлекаемость, истощаемость, непроизвольность, неустойчивость, узкий объем и пр., требует обязательного включения такого метода, как игра;
важно проводить работу по формированию у воспитанников с интеллектуальными нарушениями игровых навыков.