Мария Артемова
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука л
Искаженное произношение звука л в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается довольно часто. Выделяются наиболее распространенные виды ламбдацизмов:
1. Губно-губное произношение, напоминающее краткий звук у или звук w, свойственный фонетическому строю английского языка.
2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.
3. Межзубное произношение.
4. Смягченное произношение, среднее между мягким и твердым произношением.
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется кратким гласным ы, фрикативным г, мягкими л’, j (йот, изредка звуком р.
Исправление недостатков произношения звука л у одних детей занимает немного времени. У других детей устранение данных дефектов вызывает значительные затруднения и требует продолжительной работы.
В своей логопедической практике я использую традиционные приемы постановки звука л. Однако стараюсь проводить эту работу в игровой форме.
При постановке звука л от звука а применяю следующие игровые упражнения.
Упражнение «Ловим мышку» (или «Мышеловка»)
«- У нас есть рыжий кот, большой и ленивый. Это про него стихотворение «Кот» :
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Кушать хочется,
Но лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот -
Может, миска подползет?
Вот какой лентяй! И мышей не ловит. Приходится ставить мышеловку.
Посмотри, как мышеловка поймала мышку за хвостик. Нужно растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка – «поймать мышку за хвостик» (показ упражнения).
- Давай «поймаем мышку» вместе (выполнение упражнения вместе с ребенком).
- А теперь попробуй «поймать мышку» сам».
Получается слог, похожий на ал, звук л в межзубном положении.
Упражнение «Кот играет с мышкой»
«- Вот поймали мы мышеловкой мышек и отдали их коту. Он съел несколько, а с последней мышкой сытый кот стал играть: то поймает, то отпустит. Посмотри, как «кот играет с мышкой» : растягиваем губы в улыбке, приоткрываем рот, произносим «а-а» и прикусываем широкий кончик языка – «ловим мышку», а затем раскрываем рот, продолжая произносить «а-а» - «отпускаем мышку».
Получается ала с межзубным л. Аналогично «играем с мышкой» и произносим алы, ало, алу.
Научившись выполнять данные упражнения, ребенок с легкостью начинает произносить прямые слоги с межзубным звуком л.
Упражнение «Лягушачий хор»
«- Споем вместе с веселыми лягушатами песенки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, ла-ло-лу-лы».
В дальнейшем межзубное положение языка переводим в зазубное и автоматизируем звук л.
Однако не всегда удается сразу поставить звук л от гласных звуков а, у, ы или другими способами. Нередко ребенок не может принять правильное положение языка и направить струю выдыхаемого воздуха по бокам языка, в стороны. Иногда при попытке поставить звук л от звука ы мы наблюдаем, как у ребенка струя воздуха проходит через нос. В этом случае приходится проводить большую подготовительную работу. Для правильного произношения звука л вырабатываем :
- подъем кончика языка вверх (с помощью артикуляционных упражнений);
- подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у а также ы;
- умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Решению последней задачи служат следующие упражнения.
Упражнение «Жабе жарко»
«- Лето. Жара. Духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Посмотри, как она отдувается. Нужно широкий кончик языка зажать передними зубами, выдыхать воздух через щеки, раздувая их.
- Покажи, как жаба отдувается».
Упражнение «Охотник идет по болоту»
«- У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так. Нужно зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук».
Аналогично выполняется упражнение «Охотничья собака бежит по болоту», только пальцами по щекам хлопаем быстрее.
Данные упражнения можно объединить и придумать рассказ «На охоте», добавив упражнения «Заяц скачет по кочкам», «Утка хлопает крыльями» (выполняются так же, как предыдущие упражнения на дыхание). Желательно сопровождать рассказ предметными картинками или иллюстрировать сюжетной картинкой.
После такой подготовительной работы приступаем к постановке звука л.
Использование игровых упражнений на логопедических занятиях позволяет разнообразить работу, снизить утомляемость у детей, поддержать у них интерес к занятиям, повысить эффективность коррекционной работы.
Использованная литература
1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989
3. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических фак. педвузов. М., «Просвещение», 1969
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1980
5. Школьник Ю. К. Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М. : Изд-во Эксмо, 2006