наталья должанская
Использование в методике обучения плаванию игр и игровых упражнений (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего развития ребенка. Работоспособность мышц у ребенка невелика, они быстро утомляются при физических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
Публикация «Использование в методике обучения плаванию игр и игровых упражнений (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В это же время активное движение ног в безопорном положении укрепляет стопы ребенка, предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, положительно влияют на закаливание организма.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки гигиены и самообслуживания. Дети младшей группы к концу года умеют самостоятельно вытираться и полностью одеваться, дети средней группы могут самостоятельно помыться под душем.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины.
Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Большое значение в выполнении этой задачи имеют игры и игровые упражнения.
С самых первых занятий я использую игры и игровые упражнения для освоения с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить в воду, погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию движениями. Передвижение в воде- «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Поймай рыбку», «Догоните меня», «Найди свой домик»; погружение- «Фонтан», «Лягушата», «Спрячемся под воду», различные хороводы.
В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают навыками плавания, игры использую для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений, для достижения устойчивости и гибкости навыков. Погружение и открывание глаз в воде- «Достань игрушку», «Спасатели», «Водолазы»; гребковые движения руками- «Байдарки»; выдох в воду- «Качели», «Насос»; скольжение- «Пятнашки», «Караси и карпы».
При обучении дошкольников использую самые разнообразные формы- игровые упражнения, игры- забавы, сюжетные и бессюжетные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты. При выборе игры учитываю возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень овладения каждым навыком предлагаемых действий. Движения в игре должны быть простые, доступные или уже знакомые детям. Игры подбираю в соответствии с поставленной задачей урока и условиями проведения занятий (глубиной, температурой, настроением детей. Самое главное, чтобы в игре принимали участие все дети, находящиеся в воде. Выбираю такое место для руководства игрой, чтобы было видно всех играющих и в любой момент можно было прийти на помощь.
Во всех методических пособиях рекомендуется объяснять правила игры на суше и лишь потом проводить ее в воде. Но на практике у меня это не получается. Первое- все игры подвижные и разучивать их надо в движении, что на кафельном полу небезопасно. Второе- когда дети входят в воду, им надо сначала поплескаться, попрыгать самим, сделать какие- либо упражнения. Поэтому, когда приходит время игры, половина детей уже забыла правила, разученные на суше. Если игра сложная или проводится в первый раз, сама принимаю в ней участие.
МЛАДШИЕ ГРУППЫ.
Малыши очень подвижны,они стремятся к самостоятельности. К самостоятельному входу в воду детей побуждают игрушки,плавающие по поверхности воды. Например, дети спускаются, чтобы каждому взять по рыбке, плавающей по озеру или посмотреть, кто к ним пришел в гости, чтобы поиграть с ними. Поэтому к каждому занятию я очень тщательно подбираю нужные игрушки. Дети упражняются и играют с гораздо большим удовольствием, если я играю с ними. Участвуя в игре или упражнении показываю пример правильного выполнения движений, направляю ход игры.
В младшем возрасте главное не что говорить, а как. Дети должны чувствовать мою уверенность в них. Они чувствуют, когда я радуюсь за них, когда огорчаюсь.
Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками знакомят детей с сопротивлением воды. Обращаю их внимание на то, что на разной глубине сопротивление воды разное- чем глубже, тем тяжелее бежать, но легче лежать.
Стараюсь все упражнения давать в игровой форме, иначе детям скоро станет неинтересно повторять одни и те же упражнения. Использую образные сравнения : ходим как цапли, прыгаем как лягушки. С одним и тем же набором упражнений сочиняю несколько сказок или историй, чтобы дети не теряли интерес к занятиям. При этом зачастую приходится импровизировать. Например, я говорю детям: «Сегодня идем в лес, посмотрим на разных зверей». А кто-нибудь в ответ: «А я хочу в парк на карусели». А за ним кто- то еще туда собрался. Поэтому новую историю приходится сочинять на ходу.
Следующий шаг в освоении с водой- погружение. К сожалению, не всем детям погружение дается легко. И снова на помощь приходят игры- «Маленькие и большие ножки», «Беззаботные лягушата». В первой игре дети читают стихотворение и на определенных словах погружаются в воду. Вторая игра- ролевая. Я рассказываю сказку, потом распределяем роли. Но как правило, дети становятся лягушатами, а я старой лягушкой. Цаплю же никто не видит- все успевают спрятаться от нее под воду.
Чем разнообразнее условия погружения в играх и упражнениях, тем быстрее формируются умения и навыки. После того, как дети освоят погружение, начинаю обучение выдоху в воду. Наряду с подготовительными и подводящими упражнениями использую игру «Раздувайся, пузырь»- и когда пузырь лопнул, дети опускают голову в воду и делают выдох, как будто воздух выходит из пузыря. Эту игру любят дети всех групп. Причем каждый делает выдох так, как он способен в данное время- кто совсем не спрятался, кто спрятал одни губы, а кто и с макушкой.
В группах детей младшего возраста почти все занятия провожу в игровой форме. Сама нахожусь с детьми в воде. На занятиях часто использую разнообразные плавающие и тонущие игрушки. Широко использую предметные ориентиры (поймай рыбку, достань камушек, догони меня, прием образных сравнений (носик утонул, глазки в воде). По мере того, как дети становятся уверенней и самостоятельней в воде, индивидуальные игровые упражнения обогащаются коллективными играми и упражнениями.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В этом возрасте закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные в младшем возрасте. Для их совершенствования важно, чтобы при повторении упражнения усложнялись, повышались требования к самостоятельности.
Упражнения и игры проводятся на большей глубине, зачастую без моей поддержки. Но по- прежнему первый раз новое упражнение я показываю и помогаю каждому ребенку его сделать. Дети не только зрительно воспринимают последовательность движений, но и убеждаются, что их вполне можно сделать в воде. Показ сопровождаю доступными для детей пояснениями. Мышление детей среднего возраста образно. Поэтому я применяю образные сравнения в названиях и объяснении упражнений. Можно объяснить так: «Отталкиваемся от стеночки, вытягиваем руки, прижимаем подбородок к груди, выпрямляем ноги, оттягиваем носочки и скользим по воде». А можно показать и сказать: «Летим как стрелы». И это сравнение дети поймут быстрее и лучше, чем долгое и нудное объяснение. Самое главное, чтобы образ был понятен детям.
Дети очень любят игру в зоопарк- когда они изображают движения разных животных (цапли, утки, раки, крокодилы). Иногда дети сами придумывают новые движения разных животных. В этой игре повторяются все виды движений в воде6 ходьба, прыжки, скольжение, лежание, погружение.
Новое для детей старшей группы- открывание глаз в воде. Это с успехом достигается при помощи игр «Спасатели», «Кладоискатели», «Водолазы». В этих играх помогают тонущие игрушки и камешки- их нужно доставать со дна. Но перед этим я рассказываю детям историю или про пиратов, или про кораблекрушение, или стихотворение про трех мудрецов в одном тазу. После этого мы превращаемся в спасателей или водолазов- дети плывут и спасают человечков или достают «сокровища» со дна «моря».
Продолжаю обучение погружению в воду, учу детей свободно лежать на воде. Но, к сожалению, упражнений в скольжении и лежании очень мало. Чтобы они не надоели детям, приходится придумывать сказки и истории- дети становятся то рыбами, то рыбаками, то русалками, то пиратами, то охотниками. Тогда они с удовольствием по много раз повторяют одно и то же упражнение.
Если сперва дети выполняют скольжение на задержке дыхания, то впоследствии они скользят, делая выдох в воду. Это упражнение проводится чаще всего в форме соревнования «Кто дальше?».
В средней группе дети учатся сознательно управлять дыханием- делая быстрый вдох и медленный, но сильный выдох. Для этого использую игры и упражнения, увеличивающие силу выдоха и его продолжительность. Одна из таких игр: перед каждым из детей, стоящих у бортика, кладется на воду пластмассовая рыбка или кораблик. По сигналу каждый ребенок дует на свою игрушку, стараясь отогнать ее как можно дальше от себя. По условию игры разрешается определенное число выдохов. Можно играть командами или парами: к кому игрушка окажется ближе, тот и проиграл.
Следующий этап- освоение движения ног в скольжении. И снова все это можно и нужно проводить в игровой форме, потому что это тяжелая и монотонная работа. Это могут быть буксиры, перевозящие груз на баржах, это могут быть моторные лодки.
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.
В старшей и подготовительной группах начинается новый этап обучения : осваиваются умения и навыки спортивных способов плавания, развивается их техника. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность, умение творчески использовать свои навыки. Например, в игре «Пятнашки с мячом» нужно и плавать, и в нужный момент спрятаться под воду с головой.
Правила игр становятся сложнее, сложнее и их организация- в командах, в колоннах.
В старшей группе появляется новая сложность- в группах дети разной подготовленности. Причин две. Во- первых, в эти группы поступает много новых детей. Во- вторых, многие дети, которые в младших группах часто болели и редко посещали (или совсем не посещали) занятия в бассейне, в старшей группе стали ходить чаще. Естественно, те, кто начал заниматься раньше, имеют значительное преимущество. Вода для них среда привычная, они уже многое знают и умеют. Другим же только предстоит познакомиться с водой, подружиться с ней. Такие группы я делю на подгруппы по подготовленности.
С подготовленными детьми практически сразу начинаю разучивать плавание кролем на груди и на спине. С новичками же начинаю обучение с освоения в воде. Только после того, как большинство новичков будет уверенно чувствовать себя в воде, перехожу к разучиванию способа плавания.
6- 7 лет- наилучший возраст для обучения плаванию. Дети в этом возрасте более осознанно подходят к занятиям. Поэтому период освоения в воде у старших дошкольников довольно короткий. Уже через 2-3 месяца не всегда отличишь новичка от детей, плавающих с младших групп.
В этом возрасте усложняются задания. Повышаются требования. Этого можно добиться разными приемами. Можно просто увеличить число повторений, дистанцию, уменьшить отдых между упражнениями. Но в этом случае через пару недель уменьшится число детей, приходящих на занятия. А можно проводить в игровой форме : кто быстрее, кто дальше, кто дольше, кто красивее. В этом случае нужно суметь организовать занятия так, чтобы каждый ребенок был в чем- то лучшим. Очень важно знать умения и навыки каждого ребенка, знать, как тот или иной ребенок умеет проигрывать, и стараться избегать ситуаций, когда ребенок чувствует себя обиженным, если проиграет.
Игры в этом возрасте позволяют чаще повторять упражнения, использовать разнообразные исходные положения, заинтересовывать детей.
В подготовительной группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладели технически правильным способом плавания. Большинство из них осваивает кроль на груди и на спине в общих чертах. Их движения недостаточно точны, наблюдается нарушение ритма, только в редких случаях ребенок умеет дышать в воде.
И все- таки главная моя цель- не поставить классическую технику плавания, а подружить детей с водой, научить их не бояться воды- то есть заложить базу для дальнейшего обучения.