Лучший педагог года

Использование игровых технологий в работе по развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР

Галина С
Использование игровых технологий в работе по развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ЗПР, а также возможности использования игровых технологий с целью коррекции нарушений.

Ключевые слова: отклонения в развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическая сторона речи.

Своевременно преодолеть речевые нарушения очень важно для общего развития психики ребёнка, поэтому повышенный исследовательский интерес к этим вопросам вполне объясним. По данным психолого-педагогической диагностики психологи и логопеды определяют наиболее адекватную систему работы с детьми в процессе обучения, находят для этого наиболее подходящие методы и приемы коррекции, индивидуальные или групповые.

Постоянно растущее количество дошкольников с отклонениями в развитии требует выдвижения диагностико-коррекционного и профилактического направлений деятельности дошкольных учреждений в ряд наиболее значительных и приоритетных. Самая многочисленная группа – около 60 % от всех дошкольников составляют дети, имеющие отклонения в речевом развитии.

Л. С. Выготским сказано: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» [2]. По-другому, не существует речевого расстройства, при котором вследствие межсистемных связей нет одновременно других психологических нарушений.

Все вместе это образует сложный психологический профиль отклонений психического развития у детей, в структуру которого в качестве одного из ведущих синдромов входит речевое нарушение.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в процессе онтогенеза проходит несколько определенных стадий развития:

Первая стадия – у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков речи. Кроме того, ребенок не понимает речь. Эту стадию называют дофонематической.

Вторая стадия характеризуется возможностью различения акустически далеких фонем, а акустически близкие фонемы пока еще не различаются. Дети слышат звуки иначе, чем взрослые. Они искажают произношение и это, вероятно, соответствует искаженному восприятию речи. Дети еще не замечают правильного и неправильного произношения.

Третья стадия ребенок слышит звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Но он еще соотносит с предметом искаженное, неправильно произносимое слово. На этом этапе еще сосуществуют два типов языковой дифференциации.

Четвертая стадия восприятия речи начинается с формирования у ребенка новых образов. Речь ребенка внешне почти соответствует норме, а фонематическая дифференциация пока неустойчива, это становится заметно при восприятии незнакомых слов.

На пятой стадии завершается процесс фонематического развития, и экспрессивная речь и восприятие ребенка становятся правильными. На этом этапе ребенок уже различает правильное и неправильное произношение [8].

Процесс фонематического различения должен закончиться в дошкольном возрасте, также как и процесс произносительной дифференциации. Если дети развиваются правильно, то уже к двум годам они различают слова, которые отличаются одним звуком, к третьему году замечают неточности в произношении других людей и к трем годам слышат свою неправильную речь и стараются под управлением слухового контроля правильно произносить слова. В 4-5 лет дети осознанно пытаются научиться произносить трудные звуки в словах. К пяти годам процесс овладения нормированным произношением заканчивается и у ребенка начинают формироваться навыки фонематического анализа.

К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез.

По мнению Р. И. Лалаевой, «когда у ребенка недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи, у него наблюдаются недостаточно сформированные фонематические представления, и он искажает структуру слов и предложений. Самая сложная форма языкового анализа это фонематический анализ. Исходя из этого, самыми часто встречающимися будут искажения звукобуквенной структуры слова» [3, с. 102].

Как считает Т. Б. Филичева, возможные ошибки при не сформированных фонематических процессах будут в основном такими:

– пропуск гласных в слове (упала–упла);

– пропуск согласных, чаще при их стечении (встают–стают; стол – сол);

– перемена мест букв в слове (клюква–клювка; есть – етсь);

– пропуск и букв, и слогов в слове (по сторонам – по страм; бабочка – бачка);

– слияние слов в предложении (кошка лежит на стуле – кшкалежитнастле).

По мнению ученого, «эти ошибки говорят о неумении ребенка правильно ориентироваться в потоке речи (при слиянии слов в предложении ребенок не может выделить даже отдельные слова в речевом потоке). В остальных приведенных примерах ребенок не умеет правильно определить звуко-слоговой состав слова» [5, с. 57].

В исследованиях Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой можно найти такие группы ошибок, встречающиеся при нарушении фонематических процессов:

1. Искаженная звукобуквенная структура слова: перестановки, добавления, пропуски, контаминации букв, слогов, персеверации, (так, стана – вместо страна, весена – вместо весна, кулбок – вместо клубок).

2. Искаженная структура предложения: контаминации слов, раздельное написание слова, слитное написание слов, (к примеру, истеплых стран летя грачи – вместо из теплых стран летят грачи) [3].

Пропуски букв или слогов говорят о том, что ребенок не различает в составе слова его звуковых компонентов, к примеру «кичат» – кричат, «снки» – санки. Когда пропускаются несколько букв в слове, это следствие более серьезного нарушения звукового анализа, оно может привести к искажению и упрощению структуры слова: брат – «бт», здоровье – «дорве», колокольчики – «калкочи», девочка – «девча».

Как показывают наблюдения пропуски букв и слогов до какой-то степени встречаются из-за некоторых позиционных условий:

а) соседство двух одноименных букв на стыке слов: «прилетае (т) только зимой, ста (л)лакать, живу (т) дружно – в этом случае по норме орфоэпии произносится «живуд дружно», иначе говоря, здесь имеет место регрессивная ассимиляция;

б) нахождение рядом слогов, имеющих одинаковые буквы, чаще гласные, иногда согласные: кузнечи (ки, наста (ла, ка (ра)ндаши, ходи (ли, хруст (ит, си (ди)т и др.

Причиной перестановки букв и слогов являются трудности анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура в этом случае может сохраниться без искажений, например: чулан – «чунал», на лугах – «нагалух», ковром – «корвом», плюшевого «плюшегово», взъерошился – «зверошился» и т. д.

Чаще встречаются перестановки, которые искажают слоговую структуру слова. Например, односложные слова, состоящие из обратного слова, заменены на прямое слово: он – «но», из берегов – «зи берегов», от школы – «то школы». Двухсложные слова, состоящие из прямых слогов, где один из них заменяется обратным: дети – «дейт», зима – «зиам». Очень частые перестановки встречаются в словах, которые имеют стечение согласных, например: стер – «серт», двор – «довр», брат – «барт» и т. д.

Добавление гласных звуков «замечено обычно при стечении согласных (особенно тогда, когда один из них взрывной): «ноябарь», «шекола», «душиный», «девочика», «дружено». Такие добавления объясняются призвуком, который в любом случае проявится при медленном произношении слова по ходу письма и который напоминает редуцированный гласный» [5, с. 58].

Игра для детей – это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира.

Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.

Л. А. Сеземина говорит о том, что дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связанных высказываний, развивают объяснительную речь [1].

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа [4, стр. 213].

Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по развитию фонематического восприятия ведётся сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей.

С помощью игр решаются задачи звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т. д.). Для формирования фонематического слуха можно использовать следующие игры: «Выдели слово» (Детям предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.) «Какой звук есть во всех словах?» (Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.) «Подумай, не торопись» (Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

- Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т. д.)

Для формирования навыков звукового анализа слова можно использовать игру «Найди фишке место» (Детям предлагают взять картинку, назвать её, определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме, «Новоселье у зверей» (Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством окошек) [1].

Таким образом, игры по развитию фонетико-фонематической стороны речи способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Список использованных источников

1. Артемьева, И. В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. 2015. – №7. – С. 31-35.

2. Взгляды Л. С. Выготского на развитие речи и мышления ребенка. – [Электронный ресурс] – Ссылка на источник: https://cyberpedia.su/7x14e0.html, свободный. Дата обращения 16.04.2022.

3. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение. 2004. 236 с.

4. Махонина, М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО / М. Ф. Махонина // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 213-214.

5. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина. – Москва: Издательство «ГНОМ и Д». 2000. – 80 с.

6. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников : учебно-методическое пособие / Т. А. Фотекова, – Москва 2000. – 84 с.

7. Чевелева, Л. П. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Л. П. Чевелева // Дефектология. – 1986. – №5. – С. 57-61.

8. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 69-83.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в работе по развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 21:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий в работе по развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР» (включая файлы) размещена пользователем Галина С в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД