Валентина Тиханова
Использование игровых приемов во внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться при приобщении младших школьников к чтению, а также формированию осмысленного чтения особо можно выделить игровые технологии. Игра – привычная и желанная форма деятельности для ребенка.
Объединение игровых технологий и учебно-воспитательного процесса, позволяет сделать интересной и увлекательной работу учеников на уроках осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Занимательность условного мира игры активизирует все психические процессы и функции ребенка, способствует обучению, использованию знаний в новой ситуации, обогащает новыми впечатлениями, снимает утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения. Особенно это актуально для детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Использование игровых приемов во внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования младших школьников» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Инклюзивное образование
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Чтение является одним из видов речевой деятельности, представляющим собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. В процессе внеурочной деятельности развивается сознательность чтения, которая трактуется как понимание замысла автора. Осознанное чтение предполагает понимание младшим школьником смысла слов, словосочетаний, смысла, идей и образов текста.
Работа по коррекции нарушений понимания прочитанного должна отличаться многообразием и осуществляться посредством различных видов упражнений. В частности, эффективно использовать разные формы словарной работы: устное объяснение детям значения прочитанных слов, подбор картинок, подбор антонимов или синонимов, придумывание предложения с прочитанным словом. Также можно разыграть сценку, в контексте которой будет отражено определение нового слова.
Осознание чтения помогает реализовать замысел и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Осознание чтения посредством игровых приемов осуществляется на трех уровнях [1, с. 29] :
- первый уровень предполагает понимание отдельных слов, предложений, частей предложений и частей текста, а также всего текста в целом;
- второй уровень основан на первом и предполагает осознание идейной направленности текста, понимание образов и художественных средств выразительности, а также собственную оценку прочитанного;
- на третьем уровне происходит осознание собственных читательских интересов, определение круга чтения.
В соответствии с компонентами навыка осознанного чтения посредством использования игровых приемов развитие осознанного чтения происходит по четырем основным направлениям [2] :
формирование правильности осознанного чтения;
развитие беглости (скорости) осознанного чтения;
формирование умений понимать читаемый текст;
выразительность осознанного чтения, включает в себя оптимальные приемы выполнения заданий.
Для полноценного достижения результативности по развитию навыков чтения младших школьников необходимым условием является развитие следующих качеств личности [4, c.102] :
стремление к совершенствованию себя в интеллектуальной деятельности путем изучения художественных произведений;
владение продуктивными способами и качественным навыком осознанного чтения;
знание программных читательских умений в работе с текстом;
владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
целостное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
развитие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.
Для детей с общим недоразвитием речи овладение всеми ступенями процесса чтения и развитие навыков осознанного чтения затруднены в силу их психофизиологических особенностей. Благодаря игровым приемам становится возможным облегчить данный процесс для детей с общим недоразвитием речи [3, с. 245].
Процесс овладения чтением детьми происходит длительный этап, который приводит к затруднению и дальнейшему развитию. Для них чтение выступает как весьма сложный процесс, в котором задействовано множество операций. Каждая операция имеет свои специфические особенности, которые подразумевают включение в процесс чтения с задействованными различными психическими функциями, такими как восприятие, память, мышление и речь.
Нарушение всех этих компонентов приводит к тому, что возникает стойкий характер нарушения и овладения навыками осознанного чтения.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
1. Техника чтения.
2. Понимание прочитанного текста.
Конечно, техника чтения очень важна, но судить о сформированности навыка чтения только по этому показателю нельзя. Необходимо добиваться, чтобы ученик думал о смысле того, что он читает. Чтобы проанализировать понимает ли ученик прочитанный текст, нужно определить может ли он разделить текст на смысловые части, может ли выявить основную мысль каждой части, может ли ребенок пересказать текст своими словами. Конечно, развитие навыка чтения невозможно без осмысления читаемого. Для проверки этого можно воспользоваться следующими методами:
-После проверки техники чтения, можно попросить записать по памяти 2-3 предложения и подчеркнуть известные орфограммы.
-После прочтения текста, пересказать прочитанное.
-Попросить выделить главную мысль в прочитанном отрывке.
Для формирования осознанного чтения можно использовать следующие виды игр : логические упражнения; игры со словами, работа с деформированными текстами и неоконченными рассказами и работа с текстом.
Таким образом, для развития навыка осознанного чтения важно организовать педагогический эксперимент по использованию игровых приемов во внеурочной деятельности для развития навыка осознанного чтения у младших школьников в условиях инклюзивного образования. Только при активности всего класса можно добиться такого положения, когда школьники читают текст на протяжении всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одного из учеников класса.
Использованные источники :
1. Басова Л. А. Формирование навыков беглого и осознанного чтения как фактор повышения качества образования учащихся на основной ступени обучения // Современная высшая школа : инновационный аспект. – 2020. – № 1. – С. 28-33.
2. Гончарова Н. Л. Гончарова, Е. Л. Роль информационных технологий в преодолении бездумного чтения у детей // Русская словесность. – 2018. – № 5 – С. 53-59.
3. Заярная Л. И. Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей с ОНР // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 244-246.
4. Ордина Л. В., Руусалеп И. А. Приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности // Актуальные вопросы образования в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 138-143.