Лариса Степанова
Использование игровых пособий на логопедических занятиях в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые пособия как средства коррекции и развития.
Обучение с привлечением игровых пособий позволяет повысить у воспитанников интерес к занятиям., превратить рутинную процедуру урока в забаву и развлечение, создать предпосылки для полноценного и полномасштабного мыслительного процесса. Играя, ребенок забывает о том, что он учится. Такая работа дает возможность даже самым слабым воспитанникам принимать участие в коллективной деятельности и не чувствовать себя постоянно отстающими.
Гонщик
Игра способствует :
• Развитию координации движений;
Публикация «Использование игровых пособий на логопедических занятиях в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
• Развитию пространственной ориентации, умению различать цвета;
• Развитию внимания, зрительной и тактильной памяти, воссоздающего воображения;
• Усвоению зрительного и кинестетического образа букв и цифр;
• Развитию навыков анализа своей деятельности и составлению алгоритма, ее описывающего;
• Формированию навыков следования инструкции.
Ребенку представляется возможность самому разобраться с принципом передвижения фишек. План может быть словесным ( например: «Красную фишку со второй прорези левой части доски переместить на правую часть доски, на третью прорезь») или графическим (при этом задание копируют на лист бумаги затем стрелками показывают направление перемещения фишек, а цифрами их очередность). Впоследствии ребенок сумеет составлять инструкции самостоятельно и проговаривать их (вслух или про себя).
Для усложнения можно давать дополнительные задания. Например: дети сами рисуют схему – узор, узор обозначен буквами или цифрами, зеркальное отражение узора и т. д.
Можно вводить ограничения. Например одной рукой – только левой или только правой; фишки находящиеся в правой стороне можно передвигать только правой рукой, фишки находящиеся с левой стороны передвигать можно только левой рукой; при выполнении задания нельзя заходить фишками определенного цвета на определенные прорези доски (это ограничение потребует от игроков более детального продумывания ходов, на несколько ходов вперед продумывать тактику перемещения фишек одновременно.
Тайная фишка. На листе с заданием у всех фишек указан цвет, но некоторые не окрашены. При этом неокрашенные фишки заперты фишками, имеющими цвет. Игрок должен посмотреть все дорожки, быстро посчитать фишки, определить какого цвета меньше, и определить какого цвета не хватает в образце.
Пойми меня. В игре принимают участие двое ребят. Один из них – командир, он держит в руках блокнот с заданием. Он не должен видеть доску, но может делать какие-то пометки на листе во время игры. Другой игрок не видит образца, он будет передвигать фишки. Командир с помощью словесных инструкций управляет действиями своего напарника. Общая задача игроков, как можно быстрее составить из фишек узор по образцу. Обоим игрокам разрешается задавать вопросы, уточняющие положение фишек.
КНИГА – ЛАБИРИНТ.
Игра способствует развитию :
Мелкой моторики
Координация движения пальцев
Понимание пространственных отношений (влево – вправо, вверх – вниз)
Навыков различения цветов и геометрических форм
Концентрация внимания
Согласованность действий глаз и рук
Тактильной и кинестетической чувствительности.
На каждой пластине вырезана дорожка (маршрут для шарика) определенного цвета и формы (змейка, зигзаг, треугольник, четырехугольник, круг, лабиринт, загогулина)
На пластинах линиями указано направление движения.
Ребенок должен прокатить шарик по маршруту, наклоняя доску в разные стороны. При этом ему не обязательно сидеть за столом. Можно выполнять упражнение стоя на одной ноге или лежа на полу (если это позволяет покрытие).
Игру хорошо проводить в коллективе как соревнование. В таком случае учитывается время, затраченное каждым игроком на прохождение лабиринта.
Задание можно усложнять:
Выбери пластину и шарик одного цвета
Выбери пластину с квадратным лабиринтом
Выбери пластину с замкнутым лабиринтом и т. д.
У детей с нарушением произносительной стороны речи с нарушенным дыханием, очень полезно проводить эту игру. Проводить шарик по заданному маршруту воздушной струей. При этом пластина лежит на полу (если позволяет покрытие, на столе… трогать ее руками нельзя.
МАГНИТНЫЙ ЛАБИРИНТ.
Игра способствует развитию :
Мелкой моторики
Улучшению скоординированности действий правой и левой рук
Укреплению руки для последующего обучения письму
Формированию навыкам устного счета в пределах 12
Повышение скорости реакции
Развитию самоконтроля, выдержки и настойчивости
Формированию навыков коммуникации
В лабиринте игрового поля расположены отверстия ловушки, в которые может провалиться шарик. Сначала все шарики устанавливаются в начальную позицию.
Варианты.
• Провести все шарики в центральную зону лабиринта с помощью одной ручки.
• Сделать то же самое левой рукой.
• Провести все шарики на противоположную сторону поля от старта к финишу.
• Собрать все шарики в центральной зоне лабиринта и затем развести шарики разного цвета в противоположные стороны лабиринта, действуя одной ручкой.
• Работая двумя руками одновременно и используя две ручки, нужно вывести шарики разного цветы из центральной зоны в противоположные стороны лабиринта.
• в парной игре шарики делят по цвету между игроками. игроки выполняют задание одновременно.
• Парная игра с ограничением времени. Не уронить шарики в ловушки. Подсчитывается и время, и количество шариков.
• В младшей группе командная игра от 4 до 12 участников. Игра – эстафета. Цель команды – как можно быстрее провести себе в дом шарики выбранного цвета. В процессе игры, каждый игрок проводит один шарик от старта к финишу и передает ручку следующему члену команды. Потеря шарика увеличивает время прохождения команды от старта к финишу.
ПОДУЙ НА ШАРИК.
Игра способствует :
o Развитию навыков управления дыханием
o Развитию и коррекции мелкой моторики
o Автоматизации навыков устного счета
o Развитию навыков различения геометрических форм и цветов.
Доска находится на столе, строго горизонтально.
Продвижение шарика происходит одним из следующих способов.
Вначале игры шарик помещают в исходную позицию на старте.
Воздухом, выдуваемым игроком за один выдох. Воздух выдувают плавной струей, изменяя скорость движения шарика по доске. Если возникает необходимость продвинуть шарик дальше, игрок может увеличить силу выдоха (не делая дополнительного вдоха)
Толчком указательного пальца или карандаша
Щелчком
Варианты игры.
Развивает навыки различения геометрических форм и цветов и обогащает словарный запас ребенка. Цель – рассказать как можно больше о фигуре, напротив которой остановился шарик. Например: квадрат красного цвета, у него четыре угла, он похож на нарисованный дом без крыши, печенье и т. д.
Набрать как можно больше очков.
Дыханием установить шарик на заданное место.
Двумя ходами добиться решения заданного примера. Например: 4 + 6=10.
Любыми примерами добиться в сумме числа 13 и т. д.
Используют эту доску как разновидность костей (кубиков) в любой детской игре – цепочки. Использовать доску интереснее, так как есть возможность влиять на результат.
СЫРНЫЙ ЛОМТИК.
Игра способствует развитию :
Зрительно – моторной координации
Пониманию пространственных отношений (влево – вправо, вверх – вниз)
Навыка балансирования
Концентрации внимания
Умение различать, соотносить геометрические фигуры и формы, их размеры.
Деревянная доска может служить и в качестве панно для развития тактильных ощущений детей: с закрытыми или завязанными глазами, на ощупь, ребенок должен назвать геометрические формы.
Игроку нужно провести подставку с фишкой от нижнего края доски до верхнего или наоборот, лавируя между отверстиями. Если фишка падает, игра начинается с самого начала.
Можно поместить на подставку не фишку, а шарик. Управлять подставкой с фишкой намного легче, так как у фишки есть плоские фрагменты поверхности.
Варианты игры.
Игра усложняется следующим образом: участникам запрещается подходить близко к доске. На полу намечается граница, за которую, при игре, заступать нельзя.
Играют двое. Один ребенок располагается справа от доски, другой – слева. Каждый держит в руке один шар для управления. Этот вид игры особенно сложен, поскольку требует скоординированных действий обоих участников.
На панели располагаются прорези различных геометрических фигур. При прохождении подставки с шариком мимо каждой прорези, участник должен назвать геометрическую фигуру. Можно этот вариант играть вдвоем.
Один игрок с завязанными глазами манипулирует двумя шариками, а его напарник находится рядом и управляет действиями своего товарища с помощью словестных инструкций (вверх, левее, правее и т. д.)
Двигать подставку по плану либо словесному, либо изображенному на листке бумаги. Например: мимо овала, круга, прямоугольника, ромба, круга и т. д.
Замри – отомри. При продвижении фишки педагог или партнер может в любой момент сказать: «замри», после чего игрок должен остановиться, не перемещать подставку по доске. Усложняем регулировку при помощи звуков. Например: один хлопок – замри, два хлопка – отомри. Или звуками шумных инструментов. Можно добавить: дудочка – двигаться к треугольнику, погремушка – к кругу и т. д.
Такие упражнения формируют у ребенка навыки одновременной работы движения рук, зрительного анализатора, координации, концентрации внимания, умение работать в команде, знание геометрически форм и т. д.
«Спектра»
Внимание, его концентрация, переключение, приобретение усидчивости – всё это развивает «Спектра» т. е. когда ребёнку интересно и процесс ему нравится – результат по окончании бывает высоким и прочным.
Сначала дети выполняют задание на палитре, затем, переворачивают и убеждаются, что всё выполнено правильно. В случае ошибок, неверные фишки снимаются, а карточка переворачивается назад, и проблемные задания разбираются и выполняются заново.
Карточки «Спектры» - поддерживают интерес детей к познанию и закрепляют наиболее трудные темы.
А ещё с помощью этих заданий дети активно расширяют свой лексикон, т. к. часто оказывается, что значение многих слов, изображений, понятий либо вообще неизвестно, либо как-то не слишком ясно.
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Появляются новые виды деятельности:
Игра – первый и основной вид деятельности;
Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность;
Элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.
К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению. Таким образом важно повседневно занимать дошкольников игрой как самостоятельно, так и со взрослым. Так же приучать ребёнка к посильному труду. Каждый из видов деятельности имеет положительную динамику в развитии ребёнка, его знаний, умений, навыков.