Ирина Ниязова
Использование игровых методов при обучении детей старшего дошкольного возраста пению
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах является развитие певческих навыков. Песня звучит на утренниках и развлечениях, спектаклях, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы и повседневную жизнь воспитанников.
Пение - наиболее доступный вид исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В процессе активного пения у детей закрепляется интерес и любовь к музыке, развиваются основные музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма). Все это в огромной мере способствует общему развитию ребенка, становлению его как полноценной творческой личности.
Публикация «Использование игровых методов при обучении детей старшего дошкольного возраста пению» размещена в разделах
Большой интерес у дошкольников вызывает игровая деятельность. В этом возрасте игра является ведущим видом деятельности и основой всего последующего развития дошкольника. Играя, дети не только приобретут музыкальные умения и знания, но у них сформируются необходимые личностные качества, в первую очередь чувство ответственности и товарищества. Следовательно, через игру можно поддерживать интерес ребенка к пению.
Чтобы детям было интересно петь, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры и пособия, проблемные задания, сюрпризные моменты. Игра всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является: развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.
Моя задача состоит в том, чтобы вовлечь ребё нка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребёнок развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.
С целью развития творческих способностей детей, стараюсь подбирать специальный музыкальный репертуар, включающий понятные детям явления, выражающий различные эмоции. В занятия включаю упражнения на дыхание, артикуляцию, песенки – упражнения, творческие задания, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении. Для того чтобы пробудить фантазию ребят, продемонстрировать знакомые образы, в музыкальном воспитании использую игровые формы и методы работы.
Использую методические разработки следующих авторов: О. Н. Арсеновская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», С. И. Бекина, Г. М. Орлова «Учите детей петь!», И. Каплунова И. М., Новоскольева И., «Этот замечательный ритм!», Кинсбрунер Н. «Фонопедический подход в работе с плохо интонирующими детьми на музыкальных занятиях», Т. Э. Тютюнникова Т. «Элементарноемузицирование».
Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Применение музыкальных игр и пособий на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и позволяет детям творчески проявлять себя в песенных, импровизациях. На музыкальных занятиях я использую следующие музыкально-дидактические игры и пособия.
1. Бубенчики» (на различение звука по высоте в пределах квинты,
2. «Лесенка» (на закрепление интонирования поступенного движения мелодии снизу вверх и сверху вниз) Тиличеева Е.
3. «Музыкальные птенчики» (на развитие звуковысотных представлений,
4. «Домик-крошечка» (На закрепление интонирования поступенной мелодии вверх и вниз, творчество,
5. «Яблонька» (на закрепление знаний о длительности звука,
6. «Солнышко» (на различение звука по высоте, расположение нот на нотоносце).
7. «Подуем на картинку» (на формирование правильной воздушной струи).
8. «Музыкальная поляна» (на закрепление знаний о длительности звуков, составление простых попевок).
Современные условия жизни в век высоких информационных технологий требуют перемен в подходах к образовательному процессу, в том числе и музыкальному воспитанию дошкольников. Современная педагогика ориентируется на формирование человека, умеющего работать с информацией в любом формате, в частности в электронном, мультимедийном. Задачей педагога является организация творческого общения детей с музыкальным искусством с привлечением новых информационно-коммуникационных средств. Педагогическая ценность мультимедийных музыкально-дидактических игр в том, что они позволяют ребенку применить приобретённые знания и умения в практической деятельности.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:
– предоставление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
– информация представлена в виде ярких образов, понятных дошкольникам;
– движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка.
В музыкальной деятельности мультимедиа ресурсы должны применяться в процессе смешанного обучения, наряду с традиционными методами педагогики музыкального образования. Этот принцип обучения является одним из важнейших в методике музыкального воспитания, иначе аудиовизуальные технологии в педагогическом процессе могут заменить традиционное «живое» музыкальное искусство.
Таким образом, использование мультимедийных музыкальных игр в музыкальном воспитании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и всесторонне развивает ребенка как творческую личность.