Ирина Спицына
Использование игровых методов и приемов при обучении детей грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтении, к книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам.
В программе обучения грамоте в подготовительной группе д/ сада предполагается:
Публикация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей грамоте» размещена в разделах
• развитие фониматического слуха детей, работа над узнаванием, выделением различием фона;
• обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем
• предложения как целого;
• подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв;
• обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий.
Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закрепляются работой по развитию речи на основных ее уровнях: работой по развитию речи на основных ее уровнях:
звук (звуковая культура)
слова (словарная работа)
предложение
связное высказывание
Метод предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционной мены (смягчение и оглушение согласных, редуцирование гласных).
Буквы изучаются по блокам: гласные /сонорные согласные/‚ звонкие и глухие согласные двузначные гласные/, шипящие согласные /ь,ъ/.
Чтобы чтение было плавным, а не рубленным. столбики для чтения строятся по принципу наращивания. Ведущая роль от слога переходит к звуку, к букве. Понятие «слог» вводится после того, как дети познакомятся с его ведущим признаком – наличием гласного.
Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения:
умение воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание мультфильмов, книг, иллюстраций, репродукций, картин. С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется прием штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью шаблонных «линеек», их штриховка.
Какие же цели преследует педагог при работе со звуком? Это прежде всего:
научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах;
совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний;
учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец).
В работе над словом необходимо уточнять, обогащать и активизировать словарь детей, учить правильно употреблять слова — названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слова, около, между, рядом, время суток.
Работа над предложением и устной речью включает в себя следующее:
обучение детей правильному согласованию слов в предложении;
обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете;
совершенствование диалогической речи детей;
формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них;
развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,
потешек, песенок, считалок.
Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для Уроков развития речи в школьный период.
Учет психологических особенностей детей 5-6 лет диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте : оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена использование игрового материала. На занятиях используются репродукции картин, иллюстрации. Дети придумывают по ним предложения. Затем считают слова и тут же фиксируют все у доски. Выставляется домик - это предложение, Окошки в доме - слова. Сколько слов в предложении, столько и окошек в домике. Так же можно использовать и паровозик с вагончиками.
Слоги дети читаю по слоговому «экрану» или «ромашке».
Проводятся: аркуляционная гимнастика, фонетическая зарядка
Как гогочет гусь?
Как мычит корова? Пищит комар и т. д.
Детям демонстрируется изображение образной буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение.
Много игр и развивающих упражнений:
«узнайте звук» (хлопок, если есть)
«назовите место звука в слове»
«на что похожа буква?»
«доскажи словечко»
«кто внимательный?» (в тексте запомнить больше слов с заданным звуком)
«какие буквы спрятались?»
«твердый—мягкий»
Очень много материала игрового в книгах Валентины Волиной «Праздник букваря», Г. Ф. Марцинкевича «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Чудо-дерево - на нем появляются картинки, письма с игровыми заданиями и упражнениями детям, различные подсказки к занятиям, поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки, в процессе игр с ними дети развивают речевое дыхание Получают периодически от дерева задания – просьбы: украсить ветви цветами, сделать украшения для елки, построить заборчик и домик для гномов и т. д.