Елена Гаврилова
Использование игровых методов и приемов для развития певческих умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых методов и приемов для развития певческих умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Развивая певческие умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста, использую разные методы и приемы. Одним из наиболее интересных и оптимальных методов решения данной проблемы оказался метод «кинезиологии». Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Основными целями метода являются – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Публикация «Использование игровых методов и приемов для развития певческих умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Образовательная кинезиология — наука и практика о том, как легко и радостно учиться новому через движение. «Движение — дверь в обучение», — девиз автора метода, американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона.
В нашей практике метод кинезиология используется, как система упражнений, сопровождаемая музыкой и пением. Известно, что музыка оказывает мощное положительное влияние на детей дошкольников : активизирует умственные способности, нормализует психику. Соединение кинезиологических упражнений с музыкой усиливает эффект и даёт потрясающий результат.
На музыкальных занятиях мы используем кинезиологические упражнения в игровой форме. Проведение занимает 2-3 мин, такие задания не только развивают детей, но веселят их, доставляя им удовольствие.
Наиболее эффективное воздействие эти упражнения оказывают на развитие не только звуковысотного слуха, но и эмоциональной отзывчивости, чувства ритма, музыкального мышления, координации движений.
Для результативной работы упражнения выполняются в доброжелательной обстановке во время музыкальных занятий. От детей требуется точное выполнение игр и упражнений, которые могут проводиться сидя, стоя
в любой последовательности. Разнотипные движения расширяют резервные возможности функционирования мозга.
Чем интенсивнее нагрузка, тем более значительными будут результаты.
Существуют разные виды кинезиологических упражнений:
-Растяжки
-Пальчиковые упражнения
-Упражнения на релаксацию
-Дыхательные упражнения
-Телесные упражнения
-Глазодвигательные упражнения
Наиболее часто в своей работе использую дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча», «Дышим носом», «Ныряльщик», «Надуй шарик» и др.)
Дети с интересом выполняют кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики,которые стимулируют речевые зоны головного мозга («Домик», «Ладошка», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Ожерелье» идр.)
Хорошо зарекомендовал себя такой прием, как глазодвигательные упражнения, позволяющий расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивать межполушарное взаимодействие и повысить энергетизацию организма. Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям, при котором используется показ рукой направления, куда следует вести голос.
Для старших дошкольников используются графические изображения голосовой партитуры более сложные, например, изобразить круг, волнистую линию и т. п. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять. («Искорки», «Дорожка и горка» - «зайти» голосом на горку по ступенькам и съехать с нее на санках, «Маленькие и большие волны».)
С точки зрения методики, это одна из самых оригинальных и необычных форм, в которой ни один ребенок не чувствует себя плохо поющим. А это очень важный момент — утверждение себя в том, что я могу петь!
Таким образом, кинезиологические упражнения существенно помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание,речь, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были ему недоступны.
Упражнения с элементами кинезиологии
1. «Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
2. «Грибы да ягоды»
Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог: (ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем) Дождь грибочек поливал, (пальцы ласково глядят по щекам)
И грибочек подрастал, (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг называем грибы)
Ягодка росла в лесу.
Я домой ее несу. (кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем) Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам)
Наша ягодка поспела. (делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках) - называем ягоды
3. «Урожай»
Овощи растут на грядке. (скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы)
Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь) Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)
4. «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. (кулак, ребро, ладонь)
5. «Найди животных»
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
-дети по очереди называют диких животных
По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям)
Видим будки и сараи. (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
- дети по очереди называют домашних животных
В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям)
Очень долго удивлялись (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
- дети по очереди называют животных жарких стран.
6. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза) Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга) Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
К путешествию готовы? (кулаки на коленях) Да! (руки вверх, ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями) Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (руки в стороны, ладони напряжены) Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз) Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу) Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)
Перечислить имена детей (зверей). (Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу).
7. «Букет цветов»
Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко») Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди) Зернышко, расти — расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)