Боровкова Елена Васильевна
Использование игровой методики «Расскажи стихи руками» в развитии речи дошкольников
(из опыта работы)
Использование игровой методики «Расскажи стихи руками» в развитии речи дошкольников (из опыта работы).
[/b]
Публикация «Использование игровой методики „Расскажи стихи руками“ в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Цель: совершенствование эмоциональной сферы и выразительности речи у детей. Развитие мелкой моторики (тонких движений пальцев) и координации слова с движением. Формировать и совершенствовать речевые коммуникативные навыки детей.
В своей работе с детьми, имеющими речевые недостатки, я использую игровую методику «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А.
Рассказывание стихов с помощью рук помогает детям быстрее запомнить текст, вызывает у детей живой интерес, развивает их эмоциональность, произвольное поведение и внимание, а так же развивает крупную и мелкую моторику, воображение, образность. Детям нравится, когда они, стоя в кругу, видя друг друга, все вместе в унисон рассказывают стихотворение и синхронно выполняют движения. В начале работы над стихотворением это совместная деятельность воспитателя и детей, в конце это уже самостоятельная деятельность детей, которая становится фрагментом праздничного выступления перед родителями, орг. моментом или физкультминуткой на занятии.
Такая коммуникация детей помогает сплотить детский коллектив, поднимает настроение. Некоторые дети, которые стесняются выступать самостоятельно, в группе детей становятся уверенными, у них уходит зажатость, которая часто связана с речевыми дефектами или личностными комплексами.
У детей активно начинает развиваться речь, когда рассказывание стихов сопровождается движением пальцев рук, жестами, мимикой, позой. Так как двигательная функция руки оказывает большое стимулирующее значение на деятельность детского мозга.
Используя в работе с детьми, имеющими речевые недостатки методику «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. я могу решать одновременно множество задач, а именно:
• активизировать у детей звукопроизношение;
• расширять словарный запас;
• закреплять лексико-грамматический материал изучаемой темы;
• совершенствовать выразительность речи;
• развивать эмоциональную сферу детей;
• формировать общение взрослого и ребёнка на удобной для ребёнка позиции в форме игры.
Чтобы решать эти задачи я веду эту совместную деятельность с детьми систематически. К каждой лексической теме подбирается стихотворение, которое можно рассказать руками и выразить его содержание и настроение при помощи пластики пальцев рук, жестов, интонации. Совместная деятельность взрослого и детей способствует творческому развитию эмоционально – выразительной, фонетической, лексической стороны речи.
Лексическая тема «Осень».
Осень подойдет неслышно,
(подносят палец ко рту)
Тихо встанет у ворот.
(указательный палец правой руки к правой щеке левая рука под правым локтем)
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
(поднятая правая рука с плоской ладонью медленно опускается вниз, делая повороты вправо и влево)
Это первая примета:
(правая рука вытянута вперёд, указательный палец вверх, остальные в кулачок)
Что от нас уходит лето.
(правая рука поднята вверх, кисть делает махи)
А вторая - куст малины
(правая рука вытянута вперёд, указательный и средний палец вверх, остальные в кулак)
В нитях белой паутины.
(волнообразные движения кистей рук в противоположные стороны)
Чуть короче станет день,
(указательный и большой палец правой руки соединяются друг с другом)
Потемнеют облака,
(руки подняты вверх, пальцы раскрыты веером)
Словно их накроет тень,
(ладонь лежит на ладони)
Станет пасмурней река.
(ладони сложены лодочкой, двигаются вправо, влево)
Третья верная примета:
(правая рука с тремя пальцами вытянута вперёд)
Осень бродит близко где-то.
(прямую кисть правой руки прикладывают колбу, делают поворот головы с лева направо)
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
(ладони сложены лодочкой и приложены к правой щеке)
А потом, уж жди не жди, -
(разводят в разные стороны кисти с пальцами раскрытыми веером)
Моросящие дожди.
(указательный и средний палец барабанят по плоской ладони левой руки)
Пеленой затянут просинь,
(соединяют крестиком кисти рук)
Значит, наступила осень!
(взмахивают вверх руками, с расправленными кистями).
Лексическая тема «Весна».
Уж тает снег. (Алексей Плещеев)
Уж тает снег,
(правая рука лежит на левой, опускаемся, сгибая колени)
Бегут ручьи,
(ладони сложить лодочкой, энергичные повороты вправо, влево)
В окно повеяло весною.
(махи правой рукой к себе)
Засвищут скоро соловьи,
(правая кисть лежит на левой, большие пальцы рук сцеплены, остальные выпрямлены, взмахи вверх вниз.)
И лес оденется листвою!
(разводим плавно руки, поднятые над головой в стороны)
Чиста небесная лазурь,
(руки подняты вверх, ладони в стороны, пальцы веером напряжены)
Теплей
(обхватить себя руками)
И ярче солнце стало,
(руки вверх, кулачки сжимать и разжимать.)
Пора метелей злых и бурь
(руки выпрямлены вперёд, чередование взмахов кистями)
Опять надолго миновала.
(толчок руками от груди, кисти сжаты в кулаки распрямляются.)