Ковалева Алена
Использование игр, заданий по становлению навыков общения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемая работа предусматривает не только теоретическое
просвещение воспитателей и родителей, но и практическое решение
вопросов воспитания и развития детей, как в условиях семьи, так и в ДОУ.
Работу можно проводить в рамках созданного Родительского клуба.
Собрания клуба могут проходить 1 раз в месяц. Поэтому реализация
поставленной цели может осуществляться именно на этих собраниях.
В соответствии с планом работы родительского клуба могут быть
продуманы и проведены беседы, в ходе которых обращается внимание
родителей и воспитателей на то, что немалую роль играет общение для
Публикация «Использование игр, заданий по становлению навыков общения у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
взрослого и ребёнка. Именно в процессе их общения дети узнают что-то
новое, учатся правильно оценивать себя и свои знания.
По результатам бесед предложить родителям рекомендации «Общение
это искусство» разработанные Г. А. Широковой (Приложение 1).
В ходе работы, в процессе беседы родителям объясняется, что
своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве - одно из
основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его
успешного обучения в школе, а также это главное условие становления
коммуникативных навыков. Любая задержка и любое нарушение в ходе
развития вербального (речевого) общения ребенка отражаются на его
поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Старший дошкольный возраст период подготовки детей к школе.
Известно, что качественно овладеть чтением и письмом в школе невозможно
без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха, при бедности
словаря и грамматически нестройной и бессвязной речи.
Поэтому проводимая работа не должна быть чисто теоретической, а
необходимо знакомить и воспитателей и родителей с играми, игровыми
упражнениями и заданиями на закрепление речевых умений. Так, отбирая и
разрабатывая материал для родителей, необходимо учитывать их
загруженность ежедневными домашними делами и накопившуюся к концу
дня усталость поэтому, например, можно рекомендовать им «играть на
кухне». В эти игры на самом деле можно играть на кухне, по дороге в
детский сад, в свободные минуты. Содержание таких игр представлено в
(приложении 2).
Приложение 1
Рекомендации для родителей «Общение — это искусство»
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми
близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также
душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в
детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен
именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно
богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего
малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем
обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками
и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане
общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от
темперамента ребенка; особенностей воспитания и множества других
факторов. О них мы и поведем разговор далее. Для начала, чтобы более
глубоко понять особенности общения вашего малыша с другими людьми и
ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для этого
постарайтесь вдумчиво и достаточно развернуто ответить на следующие
вопросы:
1. Много ли у вашего малыша знакомых-cверстников, детей старше его,
детей младше его?
2. Проявляет ли малыш инициативу при знакомстве с новым человеком?
3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это
проявляется?
4. Если вам случалось оставить малыша одного, как он себя вел?
5. Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе,
когда к вам пришли гости?
6. Может ли ребенок занять себя сам?
7. Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для своих друзей,
братьев или сестер?
8. Если вашему ребенку нравится другой малыш как он это показывает,
в чем проявляется его симпатия?
9. Часто ли ваш малыш обижается?
10. Что будет делать ваш ребенок, если у отняли игрушку?
11. Сможет ли малыш постоять за себя, если возникнет такая
необходимость?
12. Что будет делать ваш малыш, если попадет в новый коллектив, в
новую обстановку?
13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?
15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?
16. Любит ли ваш малыш быть в центре внимания?
После того как вы закончите отвечать на вопросы, у вас получится
своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно
развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его
коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над
ними, понаблюдайте за поведением своего малыша в ситуации общения с
другими детьми, с взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для
размышлений.
Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как
бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным,
коммуникабельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым,
неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя.
Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Опять обратимся к
житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже
факт. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И возникшие у
ребенка проблемы в общении не исключение. Давайте рассмотрим ситуацию
в динамике.
В среднем до 2-2,5, а то и 3-х лет круг oбщения ребенка составляют
взрослые - мама, дедушка, бабушка и т. д. (помните, мы говорим о полной
семье, в которой есть оба родителя; у детей в неполных семьях часто
проблемы иного плана.) Его любят, о нем заботятся, знают о его
особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и
согласия. Ему всегда готовы помочь, поддержать.
Но вот малыш вступает в новые контакты, вокруг все непривычно:
новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполить
просьбу ребенка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет. И
начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из
причин такого поворота может быть искусственное ограничение контактов
ребенка родителями. Да, современная ситуация, характеризуемая как высоко
криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям
гораздо спокойнее оставить малыша дома перед телевизором, чем отпустить
во двор, в котором может случиться все что угодно, а соседские дети жутко
невоспитанны. С другой стороны, в жизни могут сложиться объективные
обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную
потребность в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из
родственников, проживающих вместе с ребенком, и т. д.). Конечно,
необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в
процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто
нуждается в разнообразных впечатлениях, в разнообразном опыте, причем
как позитивном, так и негативном.
Итак, очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка
вызываются двумя причинами.
Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими
словами, этот ребенок - эгоист. Данное качество не развивается само по себе.
Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями
культивируется родителями.
Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку
оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям,
идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому
взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно,
что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в
семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны,
недоумение, а с другой, провоцирует их агрессивное поведение по
отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают
принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в
свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в
поведении и характере ребенка.
Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью малыша.
Если в первом случае родители ведут себя чересчур мягко, то родителей
застенчивых малышей скорее можно охарактеризовать как властных,
авторитарных и не терпящих возражений. Эти родители больше всего
почитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают
послаблений, предъявив ребенку повышенные требования. Малыш не может
справиться с таким нажимом, он не в состоянии открыто противостоять ему.
Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие нем. А тогда
приходит и выход: лучший способ: это избегать контактов, а поддержку
можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое непривычное.
В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.
Итак, понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в
общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.
Приложение 2
Родителям на заметку
«Игры на кухне»
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
1.«Давай искать на кухне слова. Какие слова можно вынуть из борща?
Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
2.«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга».
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы
ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие»,
«кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
«Приготовим сок». «Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из
слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и
т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего
и т. д.»
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем
называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем -
какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая».
Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда
их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри
вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги,
красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«В свободную минутку».
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли,
танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и
пр.»
Игра на обогащение словаря ребенка
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц.
(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и
т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые»
слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино,
метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое
пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.».
Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в
предложениях-ответах.