Любовь Пономарева
Использование игр В. Воскобовича в подготовке детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр В. Воскобовича в подготовке детей
Пономарева Любовь Марковна - педагог дополнительного образования
МБДОУ ЦРР №19 "Василек" г. Якутск
Публикация «Использование игр В, Воскобовича в подготовке детей к обучению грамоте» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Одна из актуальных проблем современности – это развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В программных требованиях по пред школьному образованию, в разделе «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» предусмотрено, что дети 5-6 лет должны иметь представление:
• о гласных звуках;
• о согласных звуках (глухих и звонких, твердых и мягких);
• знать отличие звуков и букв;
• знать буквы русского алфавита.
Цель:
1. Решение большого количества задач (обучение грамоте);
2. Развивающие игры дают возможность придумать и воплотить задуманное действительность и детям и взрослым;
3. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного периода времени, превращают игровой процесс в "долгоиграющий восторг". И поэтому к концу года дети должны уметь:
• Выделять звук в начале слова.
Игра «Волшебные сундучки».
У каждого артиста есть волшебный сундучок. представление н начинается и из сундучка «Арлекина» на зрительный зал сыпется ананасы, апельсины, арбузы, аисты.
Из сундука «Эрликина» - электирик, эхо, эксткаватор, электровоз.
из сундука «Ирликина» - ириски, игры, имена, ил.
из сундука «Ярликина» - яма, яхта, яблоко, яркий.
из сундука «Урлекина» - утюги, утки, укроп, улитки.
• Различать звуки и буквы.
Филимон Коттерфильдт в городе «Говорящих попугаев».
Развивающая игра «Шнур - Затейник» - это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей 3 – 8 лет. С помощью игры дети хорошо:
1. Ориентируются в пространстве
2. Совершенствуют интеллект
3. Подготовка к чтению
4. Математическое развитие
Перед игрой прочитывается сказочная история Филимона Коттерфильда, знаменитого факира: детям показывают основные приемы работы со шнурком. Он может огибать кнопку, закручивать вокруг «Кнопки» или продевать сквозь нее. К игре прилагается схема – это варианты дорожек, узоров и изображений.
Под звук фанфар на арену цирка выходит фокусник, он поднимает вверх сверкающий щит. взмахивает жезлом. из корзины выползают змеи (красного, синего, зеленого, цветов и начинают выписывать разные трюки).
Дети работают со Шнуром – Затейником, прописывают буквы – А, О, Ы, И, Я.
Фокусы продолжаются и Филимон в свою волшебную шляпу собирает слова со звуками: «А» - в начале слова: артист, аист; в середине слова – камень. каша. кран; в конце слова: рябина, глина, стена.
«О» - в начале слова: оса, Оля, орел; в середине слова: коса, крона; в конце слова: эхо, зло, пятно.
А игра «Снеговик» дает возможность слова: снег, год, кит, кот, кино, сок, волк. Задание: найти слово со звуком «О».
В игре «Яблонька» дети прописывают с помощью шнурка следующие слова: блок, лак, лань, ноль, моль, локон. Задание: найти слова со звуком «А».
«Игровизор» - это игровое пособие для детей от 5 – 9 лет. Изображение рисуется на прозрачном экране, с помощью маркера, имеется подложка. Ребенок вкладывает лист игрового задания под прозрачный экран и выполняет задание.
Игра развивает:
1. интеллект ( совершенствуется: внимание, память, мышление, воображение)
2. подготовка к обучению чтению
3. подготовка руки к письму
К «Игровизору» имеются приложения:
1. лабиринты букв (гласные и согласные)
2. лабиринты цифр. Игровое пособие «Катя, рыжик и рыбка»,
«предметный мир вокруг нас»
С помощью «Игровизора» можно поиграть в лабиринты букв - «А», «Э», «И», «Я».
• Узнавать и называть буквы русского алфавита.
Предлагается игра «Тир».
В «Игровизор» помещается игра «Теремок с буквами». Дети с помощью маркера находят нужный ряд и столбик, их пересечение показывает букву:
Например: Третий ряд и третий столбик – буква «К», слова : кот, каша, мука, мак. Пятый ряд, пятый столбик – буква «Д», слова – дом, дым, погода, города, труд. Шестой ряд, второй столбик, буква «Ш», слова – школа, шарф, каша, марш.
Игра «Превращения».
Однажды на поляне происходили настоящие чудеса. Лопушок сделал из веревочки букву «Г». Только он отвернулся, как она превратилась в букву «П». «Вот это да!» - подумал Лопушок. Закрыл глаза, открыл. а на Поляне сияло, как солнышко буква «О». Чудеса продолжались. (Детям предлагается сделать из веревочки букву «Г», затем превращаем в букву «П», затем в «О»).
Игра «Веревочкины сказки». Сказка про букву «А».
Два бегемота пришли на детскую площадку, где стояли качели, раскрашенные яркими красками. «Какие красивые качели» - восхищенно воскликнул один бегемот. «Давай покачаемся» - предложил второй. И два больших толстых бегемота уселись на тонкие детские качели. Вверх – вниз, вверх – вниз – качались бегемоты. Тр – р – р – р, вдруг раздалось на детской площадке. Качели сломались пополам, и бегемоты с криком «А – а - а» упали на землю. (На Коврографе прикрепляются одна под другой две веревочки, длинная и короткая. Короткая веревочка на некотором расстоянии под длинной. Длинная веревочка перегибается пополам.)
• Соединять звуки и слоги, составлять слова из 3 – 4 букв, давать характеристику звукам. Работа со «Складушками».
Занятие «Боря и овечки», звук «Б» и «Б*».
Прослушивается запись, дети пропевают слоги.
Боря сел среди бананов,
И стучит в шесть барабанов.
А поодаль – две овечки,
Учат первые словечки. (2р)
Б, БА, БО, БУ,БЫ, БЭ.
Б*, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ.
Занятие «Комарики». Звук и буква «З» и «З*».
Прослушивается запись, дети пропевают слоги:
Звонко крылышками машет,
Беспокойная мамаша.
Все мечтает комарёнка,
научить летать тихонько.
Забияку комарёнка,
научить летать тихонько.
З, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ.
З*, ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЭ.
Занятие «Теремки Воскобовича» - это игровое пособие для детей 5 – 9 лет, состоящие из 6 теремков разного цвета:
а) белый;
б) голубой;
в) лиловый;
г) желтый;
д) коричневый;
е) серебристый.
В каждом теремке имеются обитатели)
1. Согласные буквы Б – П – В – Г – К – Д – Т – З – С – черного цвета; Ц – Ж – Ш – синего цвета (всегда твердые); Ч – Щ – Й – зеленого цвета (всегда мягкие); * - заменитель согласной.
2. Имеется окошко – отверстие для гласной буквы.
3. Арка для «Огонька» - выемка для «звездочки», показывающей «запрещенные» или «не типичные» сочетания согласных с гласными.
4. Для каждого теремка имеются сундучки с обозначениями.
С помощью «Теремков Воскобовича» можно собрать слоги, слова, дать характеристику звукам:
БОК – БАК
Б – согласный звук, звонкий, твердый.
О/А- гласный звук.
К – Согласный звук, глухой, твердый.
Тренировать навыки чтения поможет игра «Читайка на шарах».
• Выполнять штриховку в разных направлениях.
Игра «Логоформочки 5» - это рамки вкладыши 21 века.
Имеется поле игры с сеткой 5х5для лучшего восприятия фигур вкладышей и их частей, пять подвижных линеек, части эталонных фигур вкладышей «вершки», «корешки».
Что развивает:
1. мелкую моторику (глаз и руки)
2. Интеллект (процессы внимания и памяти)
3. Сенсорные и творческие особенности (умение составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей, обводить их, дорисовывать различные изображения).
Игра «В гостях у Крутика По».
С помощью игры «Логоформочки 5» дети обводят по количеству фигуры, которые принес Крутик и их штрихуют в разных направлениях. В верхнем левом углу обводят – три «тарелки», штрихуют горизонтальными линиями; в левом нижнем обводят четыре «кармана» - штрихуют вертикальными линиями; в правом верхнем углу – две «кнопки» - штрихуют линиями с наклоном вправо; в правом нижнем углу – пять (дорожек) – штрихуют волнистыми линиями.
Игра «Фонарики» тоже подойдет для штриховки.
• Обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Игра «Окошки с буквами» на «Игровизоре».
Дети с помощью маркера находят в четырех окошках заданные буквы и обводят, а внизу в линейках отмечают их. Выполнив задание, дети называют буквы в разных окошках.
Игра «Волшебная восьмерка» - помогает собрать буквы (пластилин, горох, бумага, нитки). Детям предлагается сложить цифры из палочек и слов считалки. Заполняют цифры и цвета радуги.
Выводы
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:
1. Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности;
2. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка;
3. Создает условия для личностного развития.