Ольга Пивоварчук
Использование игр со словами-квазиомонимами в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр со словами – квазиомонимами в работе учителя-логопеда
Соствила: учитель-логопед Пивоварчук Ольга Сергеевна
Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.
При нормальном развитии речи слова - квазиомонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, мол, пол, тол, кол, сёл, шёл. Это акустически близкие, но артикуляторно далёкие слова.
Публикация «Использование игр со словами-квазиомонимами в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Игры со словами – квазиомонимами являются одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствие, успешную социализацию детей с речевой патологией.
Занимательные игры со словами – квазиомонимами используем для решения следующих задач:
-формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем,
-имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-количественное и качественное обогащение словаря;
-закрепление различных способов словоизменения и словообразования;
-тренировка зрительной памяти;
-практическое усвоение правописания слов-квазиомонимов;
-развитие связной речи;
-освоение коммуникативных умений и навыков;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам -взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Приведу пример заданий с использованием слов – квазиомонимов :
-сравнить слова по звуковому составу, отобрать пары картинок, названия которых отличаются лишь по 1 звуку (рак – лак, роза – лоза, рожки – ложки, игра – игла, колобок – коробок, рампа – лампа, вол – вор, сказать, в чём отличие этих слов и объяснить их смысл;
-подобрать к парам слов-квазиомонимов определения, имеющие устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов (плюшевый мишка – глубокая миска, серая крыса – черепичная крыша);
-составить предложения с этими словами.
При этом выявляется дифференциация оппозиционных звуков не смешиваемых и смешиваемых в произношении.
Материал исследования: предметные картинки со словами - квазиомонимами : почка – бочка, трава – дрова, корка – горка, сова – софа, пашня – башня, мышка – мошка, коса – коза, миска – мишка, суп – зуб, касса – каша, лук – люк.
Задания для формирования навыка слуховой дифференциации фонем с использованием слов-квазиомонимов :
прослушать слова, сходные по звуковому составу и найти соответствующие картинки;
прочитать слова с пропущенными буквами, вставить нужную букву в пустую клеточку;
выявить сходство и различия слов-квазиомонимов;
объяснить значение слов-квазиомонимов, составить предложения с этими словами.
Большое внимание в работе со словами- квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок, закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.
В качестве примера можно привести игры:
«Микрозагадки со словами-квазиомонимами»
На столе разложены карточки, на которых изображены картинки со словами – квазиомонимами и схемы этих слов с пропущенными буквами. Родитель называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются найти среди названий картинок подходящее к определению слово, вставить в пустую клеточку схемы нужную букву, прочитать получившееся слово (или чётко произнести его). Составить пары из слов – квазиомонимов. Повторить получившиеся ассоциативные словосочетания, составить с ними предложения.
Варианты микрозагадок: воздушный (шар) – огненный (жар, плюшевый (мишка) - глубокая (миска, солдатская (каска) - горячая (кашка, черепичная (крыша) - серая (крыса, серебряные (ложки) - маленькие (рожки, виноградная (лоза) – садовая (роза).
Варианты предложений: В Африке очень (жарко). (Жалко) будить рано малыша. Осторожно шей острой (иглой). Дети увлеклись интересной (игрой).
«Ходилки – бродилки»
Слова-картинки (квазиомонимы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, собраны в виде «дорожек» с циклично повторяющимся материалом, и с нарушенным циклом повторений. Ребенку предлагают передвигать пальцем (или фишкой) по «дорожке», в зависимости от заданного направления, и называть картинки с правильным артикуляционным укладом автоматизируемого звука. Одна «дорожка» позволяет повторить автоматизируемый звук от 8 до 16 раз, две «дорожки» увеличивают повторение до 32 раз. Необходимым условием повторения является систематическое повышение темпа проговаривания речевого материала в совокупности с передвижением пальца по заданной «дорожке». От спокойного, утрированного проговаривания к более быстрому темпу в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
Для домашнего задания были разработаны «дорожки – раскраски», ребенок повторит речевой материал, а также сможет раскрасить веселые картинки.
Система использования занимательных игр со словами-квазиомонимами» оказалась эффективной и способствует значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.
Своевременность, системность и целенаправленность работы по данному направлению способствует профилактике и предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, способствует расширению коммуникативного и социального опыта детей с недоразвитием речи, т. е. в – целом – успешной социализации этих детей.
Литература:
Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М., Логопедия. М., Просвещение. Владос. 1995. С. 53, 58.
Волкова Т. А. Квазиомонимы. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2021 г.
Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г., Уникальная методика развития речи дошкольника. М. :Олма-пресс,2002. С. 393,403,414,422.
Карамышева Н. В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов-квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ. ред. Н. Г. Калашниковой [и др. ], - Барнаул:АЗБУКА,2012. С. 180-182.