МААМ-картинки

Использование игр со словами-квазиомонимами в работе учителя-логопеда

Ольга Пивоварчук
Использование игр со словами-квазиомонимами в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игр со словами – квазиомонимами в работе учителя-логопеда

Соствила: учитель-логопед Пивоварчук Ольга Сергеевна

Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.

При нормальном развитии речи слова - квазиомонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, мол, пол, тол, кол, сёл, шёл. Это акустически близкие, но артикуляторно далёкие слова.

Публикация «Использование игр со словами-квазиомонимами в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Игры со словами – квазиомонимами являются одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствие, успешную социализацию детей с речевой патологией.

Занимательные игры со словами – квазиомонимами используем для решения следующих задач:

-формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем,

-имеющих акустико-артикуляционное сходство;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-количественное и качественное обогащение словаря;

-закрепление различных способов словоизменения и словообразования;

-тренировка зрительной памяти;

-практическое усвоение правописания слов-квазиомонимов;

-развитие связной речи;

-освоение коммуникативных умений и навыков;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам -взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Приведу пример заданий с использованием слов – квазиомонимов :

-сравнить слова по звуковому составу, отобрать пары картинок, названия которых отличаются лишь по 1 звуку (рак – лак, роза – лоза, рожки – ложки, игра – игла, колобок – коробок, рампа – лампа, вол – вор, сказать, в чём отличие этих слов и объяснить их смысл;

-подобрать к парам слов-квазиомонимов определения, имеющие устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов (плюшевый мишка – глубокая миска, серая крыса – черепичная крыша);

-составить предложения с этими словами.

При этом выявляется дифференциация оппозиционных звуков не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

Материал исследования: предметные картинки со словами - квазиомонимами : почка – бочка, трава – дрова, корка – горка, сова – софа, пашня – башня, мышка – мошка, коса – коза, миска – мишка, суп – зуб, касса – каша, лук – люк.

Задания для формирования навыка слуховой дифференциации фонем с использованием слов-квазиомонимов :

прослушать слова, сходные по звуковому составу и найти соответствующие картинки;

прочитать слова с пропущенными буквами, вставить нужную букву в пустую клеточку;

выявить сходство и различия слов-квазиомонимов;

объяснить значение слов-квазиомонимов, составить предложения с этими словами.

Большое внимание в работе со словами- квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок, закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.

В качестве примера можно привести игры:

«Микрозагадки со словами-квазиомонимами»

На столе разложены карточки, на которых изображены картинки со словами – квазиомонимами и схемы этих слов с пропущенными буквами. Родитель называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются найти среди названий картинок подходящее к определению слово, вставить в пустую клеточку схемы нужную букву, прочитать получившееся слово (или чётко произнести его). Составить пары из слов – квазиомонимов. Повторить получившиеся ассоциативные словосочетания, составить с ними предложения.

Варианты микрозагадок: воздушный (шар) – огненный (жар, плюшевый (мишка) - глубокая (миска, солдатская (каска) - горячая (кашка, черепичная (крыша) - серая (крыса, серебряные (ложки) - маленькие (рожки, виноградная (лоза) – садовая (роза).

Варианты предложений: В Африке очень (жарко). (Жалко) будить рано малыша. Осторожно шей острой (иглой). Дети увлеклись интересной (игрой).

«Ходилки – бродилки»

Слова-картинки (квазиомонимы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, собраны в виде «дорожек» с циклично повторяющимся материалом, и с нарушенным циклом повторений. Ребенку предлагают передвигать пальцем (или фишкой) по «дорожке», в зависимости от заданного направления, и называть картинки с правильным артикуляционным укладом автоматизируемого звука. Одна «дорожка» позволяет повторить автоматизируемый звук от 8 до 16 раз, две «дорожки» увеличивают повторение до 32 раз. Необходимым условием повторения является систематическое повышение темпа проговаривания речевого материала в совокупности с передвижением пальца по заданной «дорожке». От спокойного, утрированного проговаривания к более быстрому темпу в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.

Для домашнего задания были разработаны «дорожки – раскраски», ребенок повторит речевой материал, а также сможет раскрасить веселые картинки.

Система использования занимательных игр со словами-квазиомонимами» оказалась эффективной и способствует значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.

Своевременность, системность и целенаправленность работы по данному направлению способствует профилактике и предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, способствует расширению коммуникативного и социального опыта детей с недоразвитием речи, т. е. в – целом – успешной социализации этих детей.

Литература:

Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М., Логопедия. М., Просвещение. Владос. 1995. С. 53, 58.

Волкова Т. А. Квазиомонимы. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2021 г.

Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г., Уникальная методика развития речи дошкольника. М. :Олма-пресс,2002. С. 393,403,414,422.

Карамышева Н. В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов-квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ. ред. Н. Г. Калашниковой [и др. ], - Барнаул:АЗБУКА,2012. С. 180-182.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование таблиц в работе учителя-логопеда для профилактики дисграфии. Дидактическое пособие на липучкахИспользование таблиц в работе учителя-логопеда для профилактики дисграфии. Дидактическое пособие на липучках Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения ребенком грамматическим строем речи. Зачастую мы обращаем внимание.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр со словами-квазиомонимами в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 17 августа 2023 в 10:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр со словами-квазиомонимами в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пивоварчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД