Анна Долгорукова
Использование игр Никитиных при работе по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Более чем уверена, что с играми Никитиных знаком каждый педагог и не раз использовал их в своей практике. Даже я прекрасно помню где-то подготовительную группу детского сада и игры с кубиками Никитиных. Для меня это была пытка, непосильная задача. И вот сейчас я стала воспитателем и решила сама разобраться в этих играх и методике ФЭМП с помощью этих игр. Эти уникальные игры создали почти полвека назад замечательные российские педагоги-практики Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины.
Публикация «Использование игр Никитиных при работе по ФЭМП» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Темочки
Сегодня Развивающие игры Никитиных есть в каждом магазине, но вид их трансформировался, иногда до неузнаваемости. И играют в них многие – но мало кто следует авторской методике. Сейчас внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны активно работают над этим продуктом, трансформируют под современных детей, но сохраняют главные эффекты этих игр– любознательность и творческий склад ума, развитие способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться. А еще они хорошо учат выстраивать совместную деятельность взрослого и ребенка, выявляют проблемные зоны во взаимоотношениях и помогают их решить.
Хочу сказать про производство данных игр на современном этапе. Все игры деревянные, лаковой краски на элементах нет. Мелкие опилки мешают с эко-краской, а только после этого делают цветное покрытие.
И первая игра-помощник от Никитиных, это дроби.
Игра Дроби развивает:
• представление о части и целом, их соотношении;
• понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»;
• навыки устного счета;
• понимание операции деления;
• аккуратность, точность движений;
• цветовое восприятие;
• чувство симметрии
• глазомер.
С понятиями «часть» и «целое» малыш встречается намного раньше, чем начинает изучать дроби в школе. Ребенок видит половинку или четвертинку яблока, дольку апельсина, отламывает половину конфеты или печенья, видит, как взрослые разрезают на равные части пиццу, пирог или круглый торт и т. п.
В школе тема «Дроби» считается одной из самых сложных и нелюбимых, а игра в Дроби делает эту тему для детей понятной, наглядной и интересной еще до школы.
Игра состоит из 12 разноцветных кругов. Один круг целый, остальные разрезаны на разное количество одинаковых частей-долей (от 2 до 12).
Я использую эту игры в первую очередь в С. Р. игре. Например «Повара», «Семья», а только потом на занятиях. С каким удовольствием малыши «готовят» красивые «апельсиновые, клубничные тортики», «разрезают» их на маленькие кусочки и угощают своих товарищей. И при этом даже не подозревают, что познают трудную школьную тему «дроби» - последовательно и без всякой путаницы в голове.
Точечки
Игра Точечки развивает:
• уверенные навыки устного счета;
• понятия «больше, меньше», «одинаково», «столько же» и т. п. ;
• умение сопоставлять цифры с соответствующим количеством;
• понятия простейших геометрических форм;
• логическое мышление;
• глазомер.
Играя в Точечки, малышу нужно расположить ряды квадратов, кругов, треугольников в порядке возрастания точек – друг под другом; соответственно разложить и ряд с цифрами. Это основное задание игры, к которому малыш подходит постепенно, через первые, начальные задания.
А так малыш строит «домики», подбирает для них «крыши», присваивает им подходящие номера, сажает рядом «клумбы» с нужным количеством цветов; или цепляет вагончики к поезду в нужном порядке, рассаживает пассажиров по местам, согласно купленным билетам… и при этом успешно обучается счёту!
Я же использую эту игру и в С,Р. игре, например «Магазин» и фишки-это купюры. Например, круги- десятки, квадраты- единицы.
С помощью точек мы составляем примеры, решаем их, придумываем задачи. Но это в рамках индивидуальной работы по ФЭМП.
Рамки и вкладыши Монтессори.
Игра Рамки и вкладыши Монтессори вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
Очень полезна для подготовки к школе, любима младшими школьниками. Играя в эту игру, малыш легко и непринуждённо овладевает непростыми геометрическими терминами и с удовольствием пользуется ими в жизни при подходящих случаях.
Игра Рамки и вкладыши Монтессори развивает:
• мелкую моторику
• глазомер
• зрительную память
• концентрацию внимания
• воображение
• дает представление о геометрических формах
• готовит к письму и рисованию
Я ее использую для уточнения знаний о геометрических фигурах. Кроме вкладышей, мы еще играем в нее «на ощуп», то есть узнаем фигура, когда она находится в мешке.
Сложи квадрат
игра Сложи Квадрат наиболее эффективна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и развивает:
• логическое мышление;
• способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение);
• творческие способности (умение решать нестандартные задачи);
• способность визуализировать цель и предвидеть результат;
• глазомер;
• умение достраивать до целого;
• цветовое восприятие;
• умение сосредотачиваться;
• формирует эталон формы квадрата;
• дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
Сложи узор
Игра Сложи Узор прекрасно развивает:
• наглядно-действенное мышление;
• мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;
• цветовое восприятие;
• способности комбинирования;
• зрительную память;
• самоконтроль и самоанализ;
• целеустремленность и усидчивость;
• чувство симметрии;
• воображение.
Игра Уникуб прекрасно развивает:
• пространственное мышление;
• наглядно-действенное мышление;
• операции сравнения, анализа и синтеза;
• способности комбинирования;
• самоконтроль и самоанализ;
• цветовое восприятие;
• точность движений, аккуратность и предусмотрительность;
• внимательность, усидчивость.
Игра Кубики для всех прекрасно развивает:
• пространственное мышление;
• наглядно-действенное мышление;
• аналитико-синтетическое мышление;
• творческие способности (умение решать нестандартные задачи);
• умение комбинировать;
• внимание и воображение;
• цветовое восприятие;
• умение работать со схемой;
• умение соотносить изображение с реальным объектом.
Игра Кирпичики развивает:
• пространственное мышление;
• наглядно-действенное мышление;
• аналитико-синтетическое мышление;
• глазомер;
• точность, аккуратность;
• умение работать с чертежом;
• умение соотносить изображение с реальным объектом;
• чертежные (графические) навыки.