Олеся Апраксина
Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приёмы и формы работы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (формирование соответствующих артикуляционных укладов и развитие артикуляционной моторики, на этапе постановки звука, на этапе его автоматизации (закреплении правильного произнесения звука в слогах, словах, при дифференциации поставленного звука со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Артикуляция. Игры, дидактические пособия
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Остановимся более подробно на вопросах использование игровых приёмов при проведении подготовительного этапа и в процессе автоматизации звуков.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения при проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы : «Сказка о Веселом язычке», знакомство с органами артикуляционного аппарата, стихотворное сопровождение артикуляционных поз.
При разучивании и отработке артикуляционных упражнения весьма эффективным является приём «обыгрывания» отдельных артикуляционных движений, поз или всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно - игровую ситуацию :
• «Пальцевый дождик» — постукивание подушечками пальцев по губам.
• «Клоунская улыбка» — растяжка губ с фиксацией в уголках рта.
• «Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.
• «Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.
• «Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.
• Растирание губ маленькими мячиками tetra-kid.
Примечание: время стимуляции губ — до 3 мин.
• «Поцелуйчик» — вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.
• «Клоун» — вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.
• «Мартышка» — вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).
• «Никому не скажу!» — втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.
• «Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.
• «Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.
• «Слоненок» — вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).
• Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.
• Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого — в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).
Эти упражнения хорошо выполняются, когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями:
• «Все проглотил?» — высовывание языка.
• «Достань ложечку» — поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложку возле уголка губ.
• Облизывание губ.
Для упражнения «Качели» можно рекомендовать следующие игровые ситуации :
• «Язык делает зарядку»,
• «Язык и ребёнок качаются на качелях».
При этом можно сопровождать движение стихотворным текстом:
На качелях я качаюсь
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Выше крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Для упражнения «Парус» - дети на лодке с парусом переплывают через реку в лес, который на другом берегу реки.
Игровой приём «Ступеньки у крыльца» используется для выработки подъёма языка вверх (на верхнюю губу, к носу, высовывания вниз к подбородку.
Следует специально подчеркнуть, что ко всем упражнениям различных
артикуляционных комплексов могут быть подобраны соответствующие
игровые вводные упражнения, задающие ту или иную условно - игровую
ситуацию. Например, для упражнения на подготовку артикуляции свистящих звуков используются следующие приёмы :
Посмотри на картинку : Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с.
А сейчас помоги Звукознайкину-дровосеку заготовить дрова на зиму, начинай вместе с ним пилить осинку. Пила пилит и мягко свистит: с'-с'-с'-с.
В лесу комаров — полным-полно, замучили вас со Звукознайкиным, и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звонит своим твё рдым голосом: з-з-з-з, а ему вторит маленький комаришка, выводит мягким звонким голоском: зь-зь-зь-зь. Подразни комаров — позвени твёрдым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими, как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся.
Представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц — слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички.
Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально-игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определённую деятельность, длительность, удерживания артикуляционной позы и др. Примером может служить игровое условие к упражнению для постановки шипящих звуков «Парус», где результат игрового действия может быть достигнут только при условии удерживания артикуляционной позы определенное время, например до счета I 5-20.
В качестве иллюстраций можно привести также игровые условия для других упражнений:
• «Чашечка» («Сделаем так, как было у фокусника, чтобы чашечка не упала и не разбилась»,
• «Маляр» («Потолок нужно покрасить, как следует, краска должна ложиться ровно, а не пятнами»,
• «Дятлы перестукиваются» (выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих в разных концах небольшою леса).
Игровые ситуации, создаваемые словесными описаниями, во всех случаях подкрепляются соответствующими картинками (в альбомах детей) или простыми по форме пособиями. Например:
• к упражнению «Парус» - ситуационная картинка-иллюстрация с изображением реки, деревни, леса; плоскостная фигурка лодочки с парусом, передвигаемая за нитку по вкладышу (или по стержню в прорези макета);
• к упражнениям «Качели», «Ступеньки» - иллюстрация с перемещаемой по ней фигуркой смешного «язычка», поднимающегося по ступенькам к дому, спускающегося с крыльца, раскачивающегося на качелях.
Ко многим артикуляционным упражнениям могут быть подобраны сразу несколько условно-игровых вводных ситуаций. Например, для обыгрывания подъема широкого языка вверх, к альвеолам «Парус», «Штора на окне» и др.
Варьирование игровых вводных упражнений и, соответственно, применение различного иллюстративного материала позволяют обеспечивать необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой формой дизартрии, органической дислалией, ринолалией.