Папки-передвижки

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов

Елена Прохорова
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов

Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью. Четкая дикция, логические паузы, богатый словарь – все это влияет на чистоту произношения, а, следовательно, и на отношение к собеседнику. К сожалению, в последнее время все больше людей не обладают такими навыками и зачастую словарный запас беден, а звукопроизношение нарушено.

Публикация «Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов» размещена в разделах

Умение правильно и красиво говорить – результат взаимной работы губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба. В юном возрасте многим малышам очень сложно произносить те или иные звуки, ведь подвижность органов развивается очень медленно. Недоразвитие артикуляторной моторики проявляется в различных нарушениях звукопроизношения. Для устранения подобных недостатков требуется долгое, систематическое и комплексное коррекционное воздействие. Первоначальная работа должна проводиться для развития подвижности артикуляционной моторики.

Основополагающей для развития правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Это уникальный метод, применяющийся практически при всех речевых нарушениях – начиная легкими и заканчивая самыми тяжелыми, такими как ринолалия, алалия, дизартрия. Так же артикуляционная гимнастика полезна в качестве профилактики речевых нарушений и просто для развития и стимулирования мышц.

Артикуляционная гимнастика особенно активно применяется чаще всего в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа приносит ожидаемый результат за более короткий срок. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Учитывая возрастные потребности воспитанников, развитие артикуляторной моторики следует проводить в игровой форме, с использованием коротеньких стихотворений, сопровождающих выполнение упражнений. Дети гораздо легче идут на контакт, с большим усердием и интересом выполняют артикуляционную гимнастику, если упражнения включены в рассказ или сказку о язычке [5].

Все нарушения звукопроизношения можно объединить в следующие группы: сигматизмы (нарушение свистящих и шипящих звуков, ротоцизмы (нарушение произношения звука [р], [р’], ламбдацизмы (нарушение произношения звуков [л], [л’], хитизмы (нарушения произношения звука [х], каппацизмы (нарушение произношения звука [к]).

Сигматизмы шипящих и свистящих являются одними из преобладающих нарушений звукопроизношений. Коррекционная работа по устранению таких недостатков так же должна включать в себя артикуляционную гимнастику.

Артикуляционные упражнения никогда не используются в произвольном порядке. Для их правильного выбора необходимо учитывать какое именно положение органов артикуляции требуется выработать.

Цель артикуляционной гимнастики заключается во включении упражнений как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Артикуляционные упражнения подбираются целенаправленно. В выборе заданий главным является не отбор определенного количества упражнений, а смогут ли они способствовать выработке правильного артикуляционного уклада для произнесения конкретного звука.

Время достижения результата зависит в основном от систематичности проведения артикуляционной гимнастики, от правильности и четкости выполнения упражнений, степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а так же какое участие в этой работе принимают родители. Занятия рекомендуется проводить по 3-4 раза в неделю, сопровождая ежедневными недолгими по времени разминками.

Основным атрибутом проведения артикуляционной гимнастики является зеркало. Видя в нем не только свое отражение, но и логопеда, ребенок запоминает правильные артикуляторные позиции. Так же логопед имеет возможность следить за правильностью и четкостью выполнения заданий ребенком, темпом его выполнения, скоростью переключения с одного упражнения на другое, а так же отмечать, не появляются ли при выполнении лишние движения.

Всегда при выполнении работы над каждым звуком требуется учитывать, она должна проводиться в строго определенной последовательности. Первоначально упражнение демонстрируется логопедом, после его выполняет ребенок перед зеркалом. Логопед при этом следит за точностью и правильностью выполнения. Последний этап – выполнение задания ребенком по возможности без зеркала.

В начале работы может отмечаться напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида обще-развивающих упражнений : статические – удержание позы 8-10 секунд и динамические – быстрое и ритмичное переключение с одной позиции на другую.

Для устранения сигматизмов свистящих и шипящих звуков эффективными являются следующие комплексы артикуляционных упражнений.

Статические упражнения для языка.

- «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

- «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

- «Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

- «Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

- «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Динамические упражнения для языка.

- «Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

- «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

- «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

- «Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

- «Почистить зубки». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

- «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

- «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

- «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

- «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

- «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения [3].

Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок.

Для большей заинтересованности детей в выполнении упражнений можно использовать «Сказку о Язычке» [2]. Дети любят фантастического героя и с удовольствием развивают подвижность язычка и мышц вместе с ним. Так же особое влияние на вовлеченность детей в процесс коррекционной работы оказывает домашнее задание в виде самостоятельного придумывания продолжения приключений Язычка, что благоприятно сказывается на качестве выполнения артикуляционных упражнений, а следовательно и на появление результатов.

Список литературы:

1) Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007

2) Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка. -М. :Астрель,2009

3) Новоторцева Н. В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 2003

4) Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. -М., Детство-Пресс, 2012 г.

5) Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста « … Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей.

Гендерный подход к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста И. Б. Горелова, учитель-логопед Е. Г. Кубова, учитель-логопед Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования.

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Мастер-класс «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения» Мастер – класс: «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения». Автор: учитель-логопед Клочьева О. А.

Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии» «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии» Актуальность: В настоящее время дизартрия является широко распространенным.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В пoследнее врeмя соврeменные родитeли чaсто слышaт о мeлкой мoторике и нeобходимости ее рaзвивать. Чтo жe тaкое мeлкая мoторика и пoчему.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики. «Рука-это инструмент всех инструментов».

Семинар — практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопрои Семинар – практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения. [/b].

Теоретические основы использования дидактических игр в решении задач коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Нарушение речи - это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального.

Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов
Опубликовано: 16 января 2017 в 20:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД