Елена Прохорова
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов
▼ Скачать + Заказать документы
Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью. Четкая дикция, логические паузы, богатый словарь – все это влияет на чистоту произношения, а, следовательно, и на отношение к собеседнику. К сожалению, в последнее время все больше людей не обладают такими навыками и зачастую словарный запас беден, а звукопроизношение нарушено.
Публикация «Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Умение правильно и красиво говорить – результат взаимной работы губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба. В юном возрасте многим малышам очень сложно произносить те или иные звуки, ведь подвижность органов развивается очень медленно. Недоразвитие артикуляторной моторики проявляется в различных нарушениях звукопроизношения. Для устранения подобных недостатков требуется долгое, систематическое и комплексное коррекционное воздействие. Первоначальная работа должна проводиться для развития подвижности артикуляционной моторики.
Основополагающей для развития правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Это уникальный метод, применяющийся практически при всех речевых нарушениях – начиная легкими и заканчивая самыми тяжелыми, такими как ринолалия, алалия, дизартрия. Так же артикуляционная гимнастика полезна в качестве профилактики речевых нарушений и просто для развития и стимулирования мышц.
Артикуляционная гимнастика особенно активно применяется чаще всего в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа приносит ожидаемый результат за более короткий срок. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Учитывая возрастные потребности воспитанников, развитие артикуляторной моторики следует проводить в игровой форме, с использованием коротеньких стихотворений, сопровождающих выполнение упражнений. Дети гораздо легче идут на контакт, с большим усердием и интересом выполняют артикуляционную гимнастику, если упражнения включены в рассказ или сказку о язычке [5].
Все нарушения звукопроизношения можно объединить в следующие группы: сигматизмы (нарушение свистящих и шипящих звуков, ротоцизмы (нарушение произношения звука [р], [р’], ламбдацизмы (нарушение произношения звуков [л], [л’], хитизмы (нарушения произношения звука [х], каппацизмы (нарушение произношения звука [к]).
Сигматизмы шипящих и свистящих являются одними из преобладающих нарушений звукопроизношений. Коррекционная работа по устранению таких недостатков так же должна включать в себя артикуляционную гимнастику.
Артикуляционные упражнения никогда не используются в произвольном порядке. Для их правильного выбора необходимо учитывать какое именно положение органов артикуляции требуется выработать.
Цель артикуляционной гимнастики заключается во включении упражнений как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Артикуляционные упражнения подбираются целенаправленно. В выборе заданий главным является не отбор определенного количества упражнений, а смогут ли они способствовать выработке правильного артикуляционного уклада для произнесения конкретного звука.
Время достижения результата зависит в основном от систематичности проведения артикуляционной гимнастики, от правильности и четкости выполнения упражнений, степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а так же какое участие в этой работе принимают родители. Занятия рекомендуется проводить по 3-4 раза в неделю, сопровождая ежедневными недолгими по времени разминками.
Основным атрибутом проведения артикуляционной гимнастики является зеркало. Видя в нем не только свое отражение, но и логопеда, ребенок запоминает правильные артикуляторные позиции. Так же логопед имеет возможность следить за правильностью и четкостью выполнения заданий ребенком, темпом его выполнения, скоростью переключения с одного упражнения на другое, а так же отмечать, не появляются ли при выполнении лишние движения.
Всегда при выполнении работы над каждым звуком требуется учитывать, она должна проводиться в строго определенной последовательности. Первоначально упражнение демонстрируется логопедом, после его выполняет ребенок перед зеркалом. Логопед при этом следит за точностью и правильностью выполнения. Последний этап – выполнение задания ребенком по возможности без зеркала.
В начале работы может отмечаться напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида обще-развивающих упражнений : статические – удержание позы 8-10 секунд и динамические – быстрое и ритмичное переключение с одной позиции на другую.
Для устранения сигматизмов свистящих и шипящих звуков эффективными являются следующие комплексы артикуляционных упражнений.
Статические упражнения для языка.
- «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.
- «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- «Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Динамические упражнения для языка.
- «Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- «Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Почистить зубки». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
- «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
- «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения [3].
Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок.
Для большей заинтересованности детей в выполнении упражнений можно использовать «Сказку о Язычке» [2]. Дети любят фантастического героя и с удовольствием развивают подвижность язычка и мышц вместе с ним. Так же особое влияние на вовлеченность детей в процесс коррекционной работы оказывает домашнее задание в виде самостоятельного придумывания продолжения приключений Язычка, что благоприятно сказывается на качестве выполнения артикуляционных упражнений, а следовательно и на появление результатов.
Список литературы:
1) Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007
2) Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка. -М. :Астрель,2009
3) Новоторцева Н. В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 2003
4) Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. -М., Детство-Пресс, 2012 г.
5) Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.