Ольга Щербакова
Использование художественных средств в коррекционной логопедической работе
▼ Скачать
Исправление речевых нарушений у воспитанников логопедической группы детского сада является приоритетной задачей. Именно поэтому подход к решению этой задачи должен быть системный и проходить через все виды деятельности дошкольника. Анализируя полученные результаты работы за прошедший год, мы можем выявить наиболее удачные моменты использования изотерапии для достижения речевых улучшений у воспитанников. Первоначально, для достижения именно системного подхода, мы проанализировали лексические темы в календарно-тематическом плане. Совместно с воспитателем учитель-логопед занимался подбором конспектов занятий по аппликации, рисованию и лепке, для комплексного подхода к подаче речевого материала на всех занятиях согласно лексической неделе. Именно качественно подобранные методические материалы позволяют реализовать системность и комплексность педагогического процесса.
Публикация «Использование художественных средств в коррекционной логопедической работе» размещена в разделах
Рассмотрим подробнее на примере конкретной лексической темы. Согласно календарно-тематическому планированию на неделю (04 октября – 08 октября 2021г.) утверждена лексическая тема «Грибы». В течении этой недели учитель-логопед проводил фронтальные логопедические занятия, подгрупповые и индивидуальные с использованием речевого материала по заявленной тематике. На занятиях по формированию математических представлений воспитатель использовал дидактический материал по заявленной теме. Например, при сравнении двух чисел на доске выкладывались корзинки и грибы. Таким образом, в ходе занятий по математике, целью которых было формирование математических представлений все равно использовался речевой материал по теме грибы. Дети еще раз заодно вспомнили названия грибов. А во время решения математических задач дети закрепляли правильное использование слов в падежах (Сколько грибов осталось? У кого опят больше) Педагоги разучили новую считалку с детьми, как вы уже догадались по грибы. И в игровой деятельности дети снова повторяли лексическую тему.
Художественно-эстетическое развитие также было пронизано красной нитью лексической темы. Например, рисование акварельными красками мухомора (Рисунок № 1). Посмотрите, сколько художественных целей было достигнуто на этом занятии: познакомить с декоративными техниками предварительного тонирования фона и «набрызгивания», познакомить с вариативными возможностями цвета, способствовать развитию навыков работы с палитрой, с кисточкой, красками и бумагой, учить передавать пропорции объекта и его внешние особенности и проч. Но решая художественные задачи детям пришлось проговорить еще раз части гриба, а это значит, что дети на занятии рисования закрепляли речевой материал.
Рисунок № 1 «Рисование мухомора акварельными красками».
Подобным образом мы преломили все обучение воспитанников через лексические темы. Каждую неделю дети закрепляли речевой материал не только на занятиях с учителем-логопедом, но и в течении всего дня на прочих занятиях и в свободной деятельности. Зачастую в структуру логопедического фронтального занятия включались элементы художественно-эстетического развития. При знакомстве с буквами дети лепили их цветного соленого теста, или рассматривали орнамент из пройденных букв.
В рамках лексической недели подбирается и художественная литература. На этой неделе дети познакомились с произведением Владимира Сутеева «Под грибом».
На физкультурном занятии были проведены грибная эстафета и соревнование. Детям необходимо было выполнить задания, связанные с определением съедобных грибов и ядовитых.
Безусловно педагогам пришлось потратить достаточное количество времени для подбора необходимого материала, но системный комплексный подход и внедрение интеграции в занятия позволили детям быстрее и качественнее закреплять речевой материал.