Ольга Панчоха
Использование фонетической ритмики в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фонетической ритмики в логопедической практике
Лев Семеныч Выгодский говорил: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»
Опыт работы с детьми с нарушениями речи показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми нарушениями речи. Большинство из них составляют дети с дизартрией, увеличилось количество детей с 1 уровнем ОНР при моторной алалии.
Публикация «Использование фонетической ритмики в логопедической практике» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков. При поступлении в школу эти дети испытывают затруднения в овладении правильным чтением и письмом. Для них характерны ошибки звукового анализа: пропуски букв, перестановка букв, не дописывание слов, а также ошибки фонематического восприятия : не различают твердые и мягкие согласные, происходит смешение звонких и глухих звуков, свистящих и шипящих согласных.
У таких детей наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушение дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, а голос к концу фразы становится приглушенным, тусклым. Дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляция. Речь для таких детей невыразительная, нечеткая, малопонятная для окружающих людей.
Использование элементов фонетической ритмики в логопедической работе способствует нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитности речи; формировании умения изменять силу и высоту голоса, сохранять нормальный тембр; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведению речевого материала в заданном темпе; восприятию, различению и воспроизведению различных ритмов; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов при выполнении упражнений фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами:
1. Напряженность;
2. Интенсивность;
3. Время.
Все движения, при выполнении упражнений во фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
Упражнения по фонетической ритмике проводятся по подражанию и речевой материал предварительно не учится.
Во время выполнения упражнений дети вместе с педагогом стоят в кругу. Они хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.
Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуется в речи и после того, как прекратилось движение.
Мы в своей практике используем упражнения по фонетической ритмике на занятиях по обучению грамоте. Дети быстро заучивают как гласные, так и согласные звуки. Им нравится превращать звуки в буквы, писать слоги, слова с помощью движения рук. Дети не замечают, как занятие превращается в игру.
Элементы фонетической ритмики включаются в занятия воспитателей по развитию речи в качестве физминуток и физической культуре, как часть общеразвивающих упражнений. Упражнения по фонетической ритмике проводятся и в режимных моментах: на логочасе и утренней гимнастике.