Елена Ляпина
Использование фольклора в режимных моментах с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Темочки:
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом мне помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
в обучении правильному произношению;
в приобщении детей к русской национальной культуре;
в непрерывно образовательной деятельности;
в беседах;
в наблюдениях;
в народных подвижных играх;
в играх на развитие мелкой моторики;
в театрализованной деятельности;
Предлагаю вариант использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждениях и дома.
Использование фольклора в режимных моментах :
Доброе утро:
Б. Белова С ДОБРЫМ УТРОМ!
Почему, встречаясь утром,
Говорим мы:
«С ДОБРЫМ УТРОМ»?
Потому что утром — солнце,
Темной ночи больше нет,
И свободно в окна льётся
Добрый-добрый,
Мирный свет.
С добрым утром, люди,
Взрослые и дети!
Радостно и дружно
Будем жить на свете!
«Умывание» :
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: — Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам —
Умываться по утрам!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
«Расчесывание» :
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
«Приятного аппетита» :
В. Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!
Ю. Кушак
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
— Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита
«Спать пора» :
Л. Мей Баю-баюшки-баю…
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре,
О весенней о поре,
Пташки вольные поют,
В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей,
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,-
Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть,
Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою!
П. Воронько Спать пора
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
Используя фольклор в своем общении с детьми, он помогает мне решить многие педагогические задачи, так же обогащает социально-игровой опыт детей, развивает их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.